668-652 годы до н.э.
Ассирийская империя
Вопреки мнениям, бытующим среди части исследователей, любящих отмечать достоинства царя Ассирии Ашшур-бани-апли (правил в 668-626 гг. до н.э.): первый правитель Ассирии, который умел писать и читать; создатель большой библиотеки; завоеватель Египта, Мидии, Хатамти (библ.: Элам); царь, при котором Ассирийская империя достигла своего наивысшего могущества и т.д., - Ашшур-бани-апли был бездарным правителем. Он был человеком, который разрушил всё, что создали его предшественники: его прапрадед царь Тукулти-апил-Эшарра (библ.: Тиглатпалассар) (правил в 745-727 гг. до н.э.), его прадед царь Шаррукин (библ.: Саргон) (правил в 722-705 гг. до н.э.), его дед царь Сен-ахха-эриб (библ.: Сенахерим) (правил в 705 – декабрь 681/январь 680 гг. до н.э.). В отличие от своих предшественников царь Ашшур-бани-апли развёл в государстве неслыханное казнокрадство и коррупцию, когда ближайшее окружение правителя ставило свои личные, шкурные интересы выше государственных, и не позволяли учреждениям по борьбе с преступлениями наказывать виновных взяточников, грабителей, воров, находившихся под их «крышей» (смотри публикацию «С таким правительством развал неминуем»).
Ашшур-бани-апли допустил, что в Вавилоне, под крылышком его брата, образовалась партия чиновников, вельмож и жрецов, враждебно настроенных по отношению к Ашшур-бани-апли, и интересам Ассирийской империи.
Это если опустить, что Ашшур-бан-апли имел садистические наклонности: лично выкалывал глаза знатным пленникам и расправлялся с ними, собственноручно исполняя роль палача.
Когда в 668 году до н.э. умирающий царь Ашшур-ах-иддин (правил в 680-668 гг. до н.э.), под влиянием своей матери Закуте (носила также имена Накие и Ника), фактически разделил государство между своими сыновьями – Ашшур-бани-апли (верховный правитель империи) и Шамаш-шума-укиным (царь Кар-Дуниаша (столица – город Вавилон), официально подчиненного Ашшур-бани-апли) вопрос начала войны между братьями был вопросом времени (смотри публикацию «Ошибка царя Сен-ахха-эриба»).
Вероятно, пока была жива Закуте, её внуки старались жить в мире, но недовольство, что зрело в недрах государства из-за бессовестных действий наглых и жадных воров и взяточников, окружавших Ашшур-бани-апли, нарастало.
Видимо, в 15-й год правления царя Ашшу-бани-апли (653 год до н.э.) Закуте умирает и в отношениях между братьями резко возрастает напряженность.
На рубеже 15-16 годов правления Ашшур-бани-апли (653-652 годы до н.э.) в соседнем и враждебном Ассирии государстве Мана (располагалось у южного берега озера Урмия, к северо-востоку от коренных ассирийсих земель) происходили важные события.
Против правителя Мана царя Ахшери поднялась едва ли не вся страна. Было ли это следствием грамотной работы ассирийской разведки, или Ахшери сам довёл своих подданных до всеобщего восстания, источники не сообщают. В связи с событиями в Мана главные силы ассирийской армии были переброшены на северо-восточную границу государства. Почему-то именно этот момент правитель Вавилона Шамаш-шума-укин и его окружение посчитали удобным для выступления против Ашшур-бани-апли.
В месяце айар (апрель-май) 652 года до н.э. Шамаш-шума-укин выступил против брата. Его поддержал гарнизон Вавилона. Кто не поддержал, оказался в оковах. Майордом Вавилона (то есть, главный в войске) начал набирать воинов в армию восставших. Одновременно с этим были направлены посланцы Шамаш-шума-укина в крупные города Ассирийской империи, правителям регионов, царств, племен и народов, входивших в состав империи. Поехали посланцы и к соседям Ассирийской империи с призывом поддержать восставших, в частности в Хатамти (библ.: Элам), Мидию, Напату-Мероэ.
Призывы восставших вавилонян всколыхнули население крупнейших города Вавилонии. Жители большинства городов Вавилонии выступили на стороне восставших. Но не везде эти процессы происходили одинаково гладко.
Так в Ниппуре, одном из крупнейших религиозных центров региона, большинство жителей выступили против затеи Шама-шума-укина, и заверили центральные власти империи в своей преданности.
В Борсиппе горожане разделились. На улицах города начались бои между горожанами – сторонниками Шамаш-шума-укина и Ашшур-бани-апли. Не без труда Набу-шар=аххешу, командир местного гарнизона, удержал власть Ашшу-бани-апли в городе.
И в этот критический момент Ашшур-бани-апли допустил грубейшую ошибку. Вместо того, чтобы отозвать главные силы армии из Мана и двинуть против сторонников нарождающегося мятежа, он продолжил завоевание Мана, пытаясь решить проблему восстания мирным путем: своими посланиями к жителями городов и народов Вавилонии. Так до нас дошло послание Ашшур-бани-апли к жителям города Вавилон от 23 айара (май), в котором царь Ассирии призывал горожан Вавилона не поддерживать затею его брата. Когда же посланца Ашшур-бани-апли из знатных вавилонян, прибывшего с этим посланием, схватили, Ашшур-бани-апли выступил с новым. Обращаясь к жителям Вавилона и Вавилонии, Ашшур-бани-апли своим декретом поставил Шамаш-шума-укина и его сторонников вне закона. Этим и ограничился. И это в тот момент, когда уже во многих городах и селениях лилась кровь, когда сторонникам Ашшур-бани-апли, как воздух, была нужна помощь воинских частей. Но жадность окружения Ашшур-бани-апли, жаждавшего богатств Мана, оказалась сильнее разума. Армию оставили воевать в Мана, и дали мятежу разрастись и охватить большие территории.
(Источники: Вавилонские хроники, царский архив Ниневии)