Найти тему
1,3K подписчиков

История села Любец, что в земле Владимирской. Часть 3.

Гравюра художника Гурия Захарова
Гравюра художника Гурия Захарова

Это завершающая статья про село Любец, с первой и второй частью можно ознакомиться здесь и здесь.

«Еще перед войной занесла меня судьба к тому прекраснейшему на Клязьме высокому берегу. А когда начал я книги писать, то купил в том маленьком селе домик и поселился там. В саду выстроил я себе для занятий неказистый сарайчик — светелочку с двумя окошками, поставил там стол из сосновых некрашеных досок и складной стул... И забегала по бумаге моя авторучка. (…) Окна моей светелочки глядят прямо в лес. И когда я работаю там, то наблюдаю белок, синиц, щеглов и пеночек, а однажды увидел даже лису. Люблю я Любец, дышу его чистым сосновым и черемуховым воздухом, и пишется мне там привольно. – писал Голицын.

Русское искусство неотделимо от отечественной истории и Православия, даже в 20-м веке, и жизнь Сергея Михайловича яркий тому пример. Помимо известных детских книг, он написал ряд историко-краеведческих произведений, большинство которых было посвящено Владимирской земле, ставшей за эти годы родной. В том числе краеведческий цикл рассказов «Село Любец и его окрестности», изданное в 1989 году.

Не равнодушный писатель не мог не обратить свое внимание и на погибающий храм. После 1941 года Успенская церковь подверглась разграблению. Внутренне убранство было полностью утеряно: четырёхъярусный иконостас уничтожен, старинные иконы, книги и прочая утварь похищена. По словам Голицына, как он слышал это от старожилов, всю эту бесценную утварь сожгли те же переселенцы – костяк колхоза: «Трое любецких жителей, не коренных, а из тех, которые, спасаясь от раскулачивания, переселились в Любец, баграми содрали иконостас, обломки в кучу на полу сгребли, туда же побросали иконы и церковные книги, в том числе и очень древние, рукописные, и подожгли».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После войны церковь окончательно забросили. Вскоре рядом с селом на живописных берегах Клязьмы стали появляться пионерские лагеря (пионерлагерь «Искатель», «Дружба», «Лесной городок» здесь расположены до сих пор). Любознательные подростки взламывали двери, разбивали окна, жгли внутри костры, писали похабные надписи и много еще чего делали. Более взрослые вандалы искали здесь клад, сворачивали кирпичи, железную крышу, все то, что могло пригодиться в хозяйстве.

Голицын пытался переломить ситуацию. С одной стороны, он занимался общественной и просветительской работой с детьми, охотно принимал отдыхающих пионеров у себя дома, проводил им экскурсии по селу, сочинял краеведческие очерки. С другой – стучался в высокие кабинеты, призывая спасти старинный храм. В 1970-х его старания увенчались успехом, храм был признан памятником архитектуры и частично отреставрирован.

Любец. С.М. Голицын и пионеры у его дома. 1970-е.
Любец. С.М. Голицын и пионеры у его дома. 1970-е.

«Когда же вышла моя книга и многие мои читатели стали отовсюду посылать письма о грозящей прекрасному памятнику старины опасности, реставраторы вне всякой очереди решили его восстановить. Явились в Любец искусные мастера. Они покрыли новым железом крышу, покрасили ее зеленой краской, выпрямили купол, заделали щели и выбоины на стенах и побелили все здание. С тех пер высится оно обновленное, сверкающее на солнце, отражаясь в синих водах Клязьмы. И будут люди им любоваться века». – радостно писал Голицын. Но радоваться было преждевременно. Во-первых, реставрации коснулась только наружная часть храма, во-вторых, не прекращался поток наезжающих сюда вандалов, которые снова взломали дверь…

Позже писатель с горечью сообщал: «И опять подбираются к ней злоумышленники, равнодушные к былой красоте и к старине. Стоит церковь беззащитная, двери выломаны, внутри на стенах поганые надписи и рисунки, мало того — в поисках мифических кладов выворочены белокаменные плиты пола. (…) Значит, опять надо хлопотать о реставрации..

После смерти Голицына борьба «темных и светлых сил» продолжилась. То сюда наезжали ковровские сатанисты и сектанты, то устраивались субботники. Восстановление храма не произошло и после распада СССР. Основная проблема была в том, что село было маленьким, пожертвований местных жителей для восстановления церкви было бы недостаточными. Село стало пустеть еще в 60-х. Так, в 1961 году здесь проживало 96 человек, в 1983 году – всего 13 человек, в 1993 – 10 человек. Местные жители переезжали в Ковров, а их место занимали периодически наезжавшие из городов дачники. В 1995 году церковь была приписана Ковровскому Иоанно-Воиновскому храму. Силами Ковровского благочиния храм кое-как привели в порядок, но до полного восстановления еще далеко. Внутреннее убранство до сих пор отсутствует. Богослужения здесь проводятся только в летнее время приезжающим из Коврова священником.

Постепенно село стало привлекать сюда художников, превращаясь в очередной «Барбизон», как Левитановский Плес. Благодаря этому село и ее жители прославились на полотнах многих известных художников. В перестройку некоторые из живописцев даже предлагали сделать село заповедным краем и не пускать сюда обычных дачников. Из довольно известных художников здесь жили и творили: Ким и Наталья Бритовы, Евгений Захаров, Николай Ларский, Гурий Захаров, Татьяна Соколова, Олег Модоров, Илларион Голицын. До сих пор стоит в селе и дачный домик Голицына, в котором его сыном Михаилом сохранена особая атмосфера – все вещи С.М. Голицына остались не тронутыми, как при жизни писателя. Сын Михаил Сергеевич, унаследовавший дачу, умер в 2020 году. Недвижимость теперь, наверное, перешла его потомкам. В интерьере неказистого домика есть много интересных мелочей: множество картин, подаренных Голицыну местными художниками, с которыми Голицын был в прекрасных отношениях (надо сказать, что Сергей Михайлович живо интересовался живописью, написал несколько очерков про известных живописцев, его старший брат Владимир и племянник Илларион также были художниками), коллекция бабочек, собранная писателем, предметы, вырезанные из дерева сыном Михаилом. В обширном роду Голицыных, уцелевшем в советское время, чтут свои семейные традиции. Например, около сотни родственников ежегодно съезжаются на так называемый «кузенник» - семейную встречу, проходящую в третью субботу сентября.

Что ж очень хочется верить, что столь прекрасный храм, находящийся в таком живописном месте, все же будет восстановлен до конца и село Любец не вымрет полностью. Многое для сохранения и прославления этого места сделал советский писатель Сергей Голицын. Надеюсь его труды не были напрасны. Закончу его наставлением детям из очерка «Откуда пошло село Любец»: «Берегите красоту старины и любите ее. Тогда будете вы любить и беречь свою Родину-мать..

Использованная литература и фото:

- http://gorodkovrov.ru/obo_vsem/progulka-po-lyubcu-ischem-krasotu-s-irinoy-golicynoy.html

- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D1%86_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)

- https://sobory.ru/article/?object=03225

- https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D1%86)

- https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/12/06/selo-lyubets-v-tvorchestve-s-m-golitsyna-i

- https://www.kovcrb.ru/upload/file/%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9D.%D0%92.%20%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B5.pdf

- - Археологические исследования в РСФСР 1934—1936 гг. — Л., 1941. — С. 87.

- Дубынин А. Ф. Ковровский фатьяновский могильник // КСИИМК. — Вып. 53. — М., 1954. — С. 50—54.

- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2

- Материалы Отдела Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 202-204.

- Голицын С.М. Записки уцелевшего: Роман. – М. Орбита, 1990. – 736 с.: ил.

- Голицын С. М. Село Любец и его окрестности: Повести, очерки. — М.: Советский писатель, 1989. — 304 с.

- http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kovrov/a/64-1-0-4600

- http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kovrov/a/64-1-0-4593

- https://vladimir.bezformata.com/listnews/lyubetc-nashli-tcarskoe-serebro/3309437/?amp=1

Фото: https://azbyka.ru/palomnik/index.php?curid=45381

Фото: https://nikitinskii.livejournal.com/44736.html

#Сергей Голицын

#Любец

#Православие