Найти тему
Внутри России

История села Любец, что в земле Владимирской Часть 1.

Т.А. Широкова. Село Любец (фрагмент).
Т.А. Широкова. Село Любец (фрагмент).

Клязьма – один из самых крупных левых притоков реки Оки. Значительная часть ее протекает по древней Владимирской земле, являвшейся важной транспортной артерией Средневековой Руси. На этой извилистой залесской реке стоят красивейшие древнерусские города: Владимир, Боголюбово, Ковров, Гороховец, как драгоценные камни, нанизанные на шелковую нить. Среди этих известных туристических объектов притаилось и небольшое село Любец, почти примыкающее к городу Коврову.

Локация села на карте.
Локация села на карте.

Люди в этих местах жили издревле, в окрестностях Коврова еще в советское время были обнаружены могильники фатьяновской культуры, относящейся к третьему тысячелетию до нашей эры (бронзовый век). Долгое время бассейн реки Клязьмы был населён финно-угорскими племенами. Славянские народы стали заселять эти территории только в конце первого тысячелетия нашей эры. Места эти всегда были привлекательны своими дремучими лесами, населенными пушным зверем, и чистыми реками, в которых водилась самая разнообразная рыба (в 17 веке здесь была даже своя отдельная рыбная слободка).

Местное предание, известное еще в 19 веке, говорит о том, что основателем Любец стал владимирский князь Андрей Боголюбский, который также положил начало соседнему Коврову, в связи с его чудесным спасением в окрестных лесах – однажды зимой князь заблудился по дороге из Суздаля в Стародуб (по другим данным на охоте) и чудом вышел к деревне Епифановке. На этом месте князь приказал поставить Рождественский храм (события происходили в канун Рождества). Его возведением занялся Василий Епифанов – сын местного зверолова, за что получил от князя во владение обширные земли «от реки Нерехты по Гремячий враг по Клязьме на кривой дуб и старую ветлу до Нерехты же». В последствие село получило название Рождествено, а отойдя роду Стародубских князей Ковровых, получило свое современное наименование.

Проплывая по Клязьме, князь как-то раз решил остановиться на крутом берегу и отдохнуть. Места ему эти так понравились, что он произнес «любо здесь» и велел поставить Успенский храм. Историки данную красивую легенду не приемлют. Видимо любецкие старожилы, памятуя основание Коврова, решили придумать свою историю, связанную с самым известным святым князем Владимирской земли. Село Любец оказалось древнее Коврова и связано с переселенцами из Киевской Руси, поток которых усилился из неспокойного региона в Волго-Окское междуречье в 10-11 веках, то есть за 200 лет до рождения князя Андрея Юрьевича. Близ села археологами были обнаружены селища, могильник и древнерусская гончарная керамика, соответствующая этой эпохе и культуре. Краевед Н.С. Стромилов первым предположил, что село было основано мигрировавшими сюда жителями днепровского города Любеч, где в 1097 году состоялся знаменитый съезд русских князей. Отсюда созвучное название села и города. Юго-западные племена кривичей, переселяющиеся в Залесскую Русь, часто давали новым селениям старые названия родных мест.

Владимирский краевед Н.С. Стро
Владимирский краевед Н.С. Стро

По легенде во времена князя Андрея Боголюбского здесь уже был основан монастырь, что вызывает большие сомнения – в то время монастыри находились преимущественно в городах. Эпоха основания удаленных обителей в так называемых «пустынях» началась на Руси много позже – в 14-15 вв. Первое документальное упоминание об Успенском монастыре в селе Любец относится как раз к 1462 году. Очевидно к этому же времени относится и первая выстроенная здесь деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда вся округа относилась к дворцовой (то есть княжеской) Рожок-Любецкой волости. Монастырь также подчинялся княжескому двору. В этом монастыре в 16 веке настоятелем был игумен Симеон – духовник князей Пожарских из известного рода, а также князя Ю.В. Коврова, Т.П. Молвянинова – все они владели соседними Ковровскими вотчинами и часто приезжали в Любец. В 17 веке монастырь стал домовым патриаршим монастырем. Помимо дворцовых земель, появилась и монастырская слобода. Очевидно это был связано с усилением влияния Патриарха Филарета на царя Михаила Федоровича, который было родным отцом последнего. В 1634 году помимо Успенской в обители была поставлена Никольская церковь, также деревянная. В 1644 году выстроена еще и Казанская церковь, через несколько лет сгоревшая. В приходе монастыря состояло 110 дворов, сам монастырь был небольшим. Так, в середине 17 века в нем имелась лишь «келья игумена Трифона, да четыре кельи братских».

Село на карте 1785 г. Ковровского уезда Владимирской губернии
Село на карте 1785 г. Ковровского уезда Владимирской губернии

К концу 17 века деревянные храмы обветшали и вместо них выстроили кирпичную Успенскую. Точной даты ее постройки нет, но в описи монастыря от 1692 года она упоминается как «не покрыта и внутри не построена». То есть она уже стояла, но без внутреннего убранства. Монастырь владел несколькими пожнями вдоль реки Клязьмы. Согласно упомянутой описи монастырь также имел богатое убранство и был снабжен ценной утварью, иконами и книгами – возможно, то были дары местных богатых землевладельцев, наезжающих в Успенский монастырь. Сам одноглавый храм выстроенный из кирпича и покрытый белой известью с пристроенной рядом шатровой колокольней, представляет собой яркий пример древнерусского зодчества, перекликающейся с суздальской школой. Относится к русскому каменному узорочью, имеет характерные элементы декора ввиде наличников-кокошников, карнизов и т.д.

Успенский храм на дореволюционной литографии.
Успенский храм на дореволюционной литографии.

Уже при Петре Первом в 1721 году Успенский монастырь из-за его размеров объединили с Покровским, стоящим на Нерли, а потом с Николаевским Волосовым, что во Владимире. И хотя в 1727 году монастырю удалось снова стать самостоятельным, он продолжал мельчать и беднеть. К 1741 году в нем проживало всего 3 монаха. Стала пустеть и подмонастырская слободка. В 1764 году, в связи с реформами Екатерины Второй, Успенский монастырь был окончательно упразднен, а его земли возвратились в казну. Часть церковной утвари отправилась в ризницу Владимирского кафедрального Успенского собора, а часть осталась в сельском храме Любец. Поэтому в Успенском храме хранилось много ценной церковной утвари и икон 17 века: большая храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы, икона Смоленской Божией Матери, Евангелие, Апостол, Триодь Постная и др. Да и вообще несмотря на маленькие поселения места здесь были богатые, так в 2019 году в окрестностях нашли серебряный клад 17 века - 27 чешуек различной чеканки.

Успенский храм в наши дни. Фото из https://nikitinskii.livejournal.com/44736.html
Успенский храм в наши дни. Фото из https://nikitinskii.livejournal.com/44736.html

Выгодное географическое положение и дворцовый статус (в 1764 монастырская земля, как и проживающие на ней крестьяне перешли в ведомство Государственной Коллегии Экономии, поэтому их называли еще экономическими) способствовали расширению Любец и росту благосостояния местных жителей. Впрочем, село никогда не было велико, в отличие от соседнего Погоста и Бельково. Известно, что государственные крестьяне, в отличие от помещичьих, обладали более широкими правами: могли заниматься торговлей, покупать землю, переходить в иные податные сословия (купцы, мещане). Поэтому неудивительно, что уже в 17 веке здесь стала проходить Успенская ярмарка, размещавшаяся у ворот монастыря в престольный праздник на «оспожин день» (15 августа). До своего упразднения монастырь собирал торговую пошлину с купцов. В 1741 году размер пошлины составил 38 рублей 80 копеек. Но и после упразднения монастыря земля при храме перешла Церкви, т.к. была выкуплена и передана как вклад местными купцами и мещанами. На дарованных землях в 18 веке стали устраиваться уже деревянные лавки. Постепенно ярмарка расширялась. Если в 1645 году здесь стояло всего 8 шалашей, то в 1784 году сюда съезжалось уже более 1000 человек, в том числе купцы из Шуи и Суздаля. В 19 веке ее продлили на 2 дня. Согласно данным Владимирского краеведа Константина Тихонравова в 1857 году товара привозилось на 6000 рублей серебром, а продавалось на 2000 рублей. А в конце 19 века товара доставлялось уже на сумму 10000 рублей. Торговали мануфактурой, железным и кожевенным товаром, скотом и, особенно, мёдом, который славился на всю округу. Успенская ярмарка, обогащавшая как местных жителей и причт, так и приезжих купцов, оказалась весьма живучей и просуществовала до 1930-х годов. Ее многовековой ход смогла прекратить только коллективизация…

Помимо сельского хозяйства, рыбный ловли и торговли местные жители занимались извозом (возкой камня, извести и дров в Ковров), отходничеством (уходили на зиму в город на заработок), становились коробейниками и офенями, торгуя по деревням мелким товаром.

Интересно, что многие священники Успенской церкви стали родоначальниками известных династий священнослужителей и чиновников, сыгравших немалую роль на Владимирской земле: Быстрицкие, Любецкие, Тихонравовы, из которых вышел первый Ковровский поэт Виктор Федорович Тихонравов, сын священника Федора Васильевича.

#Русская деревня

#Православие

#Любец