Этот фильм настолько крут, что даже вдохновил Станислава Лема на "Солярис"
Кропотливое кино
Практически все американские фантастические ленты 50-х невозможно смотреть без слез. Но есть исключения. Да еще какие! "Запретная планета" (Forbidden Planet, 1956) - это, так сказать, краеугольный камень для всего жанра как такового, а ее спецэффекты переплюнул только Стэнли Кубрик в 1968-м в своей "Космической Одиссее". Визуал "Запретной планеты" действительно впечатляет. И далеко не единой сочностью техниколоровской пленки. Как и в других фильмах той эпохи там использованы рисованные фоны и анимация, но сделано все настолько искусно и кропотливо, что даже современному, испорченному компьютерной графикой зрителю не к чему придраться. И, кстати, кажется, впервые на экране в "Запретной планете" вместо традиционной ракеты появляется летающая тарелочка. Самая настоящая, в стиле "Близких контактов" Спилберга.
Электроника до электроники
По поводу саундтрека тоже стоит сказать отдельно. Похоже, "Запретная планета" - первый в истории фильм, где все музыкальное сопровождение - электронный эмбиент. Ума не приложу, как они это делали?! Даже наш фотоэлектронный синтезатор АНС появился только в 1958-м, а Modular Роберта Муга и вовсе в 60-е. Неужели на терменвоксе и меллотроне? Для меня это остаётся загадкой. Если кто-нибудь из вас, друзья, съел собаку в истории аналогового синтеза звука, милости прошу делиться в комментариях: мне интересно.
Шекспир и роботы
Сюжет картины - это в общем-то шекспировская "Буря", перенесенная в будущее. Местный чародей Просперо (доктор Морбиус) с дочерью Мирандой (Альтой) отшельничают не на острове, а на далёкой планете. Они - единственные выжившие из членов экспедиции, которая была послана на сюда много лет назад. Просперо-Морбиус здесь неплохо устроился: у него есть даже свой Калибан - робот Робби. Кстати, после примитивных коробочных роботов из картины "Цель - земля" и ей подобных, Робби - настоящее чудо инженерной мысли, у которого все крутится, горит и мигает. Внешний вид и неуклюжесть у него, конечно, полностью в стиле эпохи, но все равно он великолепен. Даже покруче нашего робота Джона из "Планеты бурь". А когда Робби случается зависнуть, у него под стеклянным колпаком начинают метаться удивительно реалистичные синие и красные молнии.
Невидимый дух и мыслящий океан
Есть в "Запретной планете" и невидимый дух Ариэль - темное альтер-эго доктора Морбиуса, материализация мистерхайдовской стороны его подсознания, которая пытается немножко убить членов спасательной экспедиции во главе с отважным капитаном - очень молодым Лесли Нильсеном. Да, тогда он был ещё не комик. Вот эту самую материализацию подсознательных мыслеобразов и позаимствовал знаменитый польский фантаст из культового американского фильма. Только в "Запретной планете" (1956 г.) эти мыслеобразы генерирует гигантская подземная машина древней расы креллов, а в "Солярисе" (1960 г.), мыслящий океан.
Конечно, одним только Лемом влияние "Запретной планеты" на дальнейшее развитие фантастики не исчерпывается. Ее отголоски можно легко обнаружить в "Стартреке" и много где ещё. А серая форма астронавтов вкупе с бластерами-шуруповертами и откровенными туалетами героини, один в один повторены в "Королеве космоса" (1958), о которой я уже писал.
И наконец
В фильме встречается парочка натянутых и наивных сценок (все ж таки пятидесятые, куда ж без этого), но он настолько зрелищный и динамичный, что его создателям их легко простить. "Запретную планету" можно и нужно смотреть не только в ознакомительных целях, но и в чисто эстетических тоже. Потому что режиссеру Фрэду Уилкоксу как-то удалось в 1956 году снять НФ-шедевр на все времена.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус