Елена Григорьевна Болотских - член президиума и руководитель гильдии "Искусство без барьеров" Евразийского Художественного Союза
Заслуженный художник Российской Федерации
Почётный академик Российской академии художеств
Член Союза художников СССР,
Российского союза художников,
Московского союза художников,
Творческого союза художников России,
Профессор, кандидат педагогических наук
Елена Болотских награждена Золотыми медалями Московского союза художников и Творческого союза художников России, дипломом Российской Академии Художеств. Лауреат Конкурса имени Виктора Попкова в номинации "Жанровая картина", Большая золотая медаль за проект «Лик Ангела» РАХ и ТСХР. Золотая медаль посольства Чили , Благодарность Московской Городской Думы, Медаль им. Натальи Гончаровой за новаторство и служение искусству, Медаль им. Александра Бенуа за выдающиеся достижения в области искусства.
Елена – художник, получившая образование на художественно-графическом факультете Московского Государственного педагогического института им. В.И. Ленина ( МПГУ), окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Методика преподавания основ художественного текстиля студентам высшей школы».
Ее наставниками в профессии были Василий Прокофьевич Ефанов – академик АХ СССР, Народный художник СССР, Андрей Петрович Суровцев - член- корреспондент Российской академии художеств, Вера Александровна Дрезнина – Заслуженный художник РФ, ученица С. В. Герасимова.
10 лет Елена отдала искусству гобелена и созданию арт-объектов. Гобелен давал формальную свободу отойти от пропагандируемого в живописи и скульптуре стиля «соцреализм» и создавать новое, свое, т. к. гобелены относились к декоративно-прикладному искусству и на них не распространялись ограничения цензуры в области искусства.
Для Елены Болотских гобелен стал формой творческих экспериментов в области пластики и колористики, поисков ее собственного арт-языка, состоящего из символов и знаков .
А дальше – наступили 90-е, жизнь переменилась, границы стали открытыми и у художников появилась возможность показать свое искусство миру.
Елена Болотских в 1988 была приглашена с выставкой в Норвегию, в 1989 – во Францию, а в 1990 – в США, где задержалась на долгие 10 лет.
В Америке Елена Болотских преподавала в качестве приглашенного профессора в Университете Пасифик (г. Сиэтл, США), Университете штата Вашингтон и Художественного института Корниш в Сиэтле.
Ее предметами были: Основы композиции, Живопись и Краткий курс истории Русского искусства, куда входили древнерусская иконопись и русский авангард 20х годов.
Эта работа написана в Америке. Отголосок ностальгии. Работа – размышление и ассоциативный ряд: Красная площадь, вневременная Кремлевская стена – как точка отсчета – все в России начинается отсюда. И над Кремлевской стеной летит Ангел- глашатай. Беды шли на Россию с Востока – темные массы цвета на правой части полотна и с Запада – слева на картине – белые стрелы . Елена так поясняет эту работу: «человек ощущает себя крошечным соразмерно с масштабом Красной площади - символом нашей огромной страны”. Склонившая голову Богородица – «мы все находимся под ее покровом».
Елене Болотских генетически близка тема икон – ее прадед был иконописцем.
Она много лет дружила с Саввой Ямщиковым – реставратором, искусствоведом, Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Савва Ямщиков в советское время организовал первые выставки древнерусских икон , уберег памятники древнего Пскова и Новгорода, сохранил Балдинскую коллекцию для России, открыл для истории русского искусства Ефима Чеснякова и Ярославскую портретную школу. Создал единый каталог икон из всех музеев СССР.
Елена и сейчас продолжает писать картины в мастерской Ямщикова на Пречистенке, где они вместе с Саввой работали несколько лет после ее возвращения из Америки.
Гены прадеда и работа в одной мастерской с Саввой – пламенным борцом за сохранение памятников русской культуры транслировались в творческий почерк Елены - уникальную авторскую технику, выбор сюжетов и создание собственного стиля в живописи, искусствоведы назвали его "Иконический символизм”.
Сейчас она работает в своей узнаваемой манере, создавая объемные композиции на холсте с использованием древних техник иконописцев, соединяя их с современными материалами.
Один из характерных приемов Елены Болотских – это работа с паволокой – важным элементом в иконописи. Паволока всегда клеилась на дерево для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. Затем паволока грунтовалась и по ней писалась икона.
На холстах Елены, ткань, как древняя паволока, вспучивается складками, прихотливо укладываемая рукой художника, создавая определенный образ, выражает авторскую идею, доносит до зрителя духовное переживание, строит мосты, уходящие в прошлое или будущее.
Цикл «Рубахи» - это лаконичная подача сути жизни русского православного человека.
Художественные образы – это символы земного существования, показанные в четырёх знаковых этапах - картинах.
Первый этап – Крещение – крестильная рубаха, которую младенец получает после рождения. Это ассоциируется у автора с Рождеством, связано с зимой, снегом, звездами и воссиявшей Вифлеемской звездой. Поэтому первая рубаха в цикле – праздничная, белая, в окружении звездочек и падающих снежинок на фоне ночного неба.
Потом человек взрослеет, испытывает сложности, метания и при этом – мечтает, полон надежд и романтики. Поэтому вторая рубаха – под луной. Это годы становления личности и мечтаний, которые мы визуализируем, глядя в ночное небо, на сияющий в высоте диск луны.
Третий этап – солнечный. Приходит рассвет. Наступает период творчества и созидания. Это связано с мощной солнечной энергией, поэтому третья рубаха – солнечная, радостная, человек уже знает, что ему делать, и он готов созидать, приносить пользу, плодиться и размножаться.
И четвертая – последняя рубаха – итог жизни. Это то, что человек после себя оставит. Все на этой земле временные гости, поэтому очень важно, какой след мы оставим потомкам. Как итог – вверху над последней рубахой появляются зеленые ростки – ростки новой жизни.
Жизнь Елены Болотских насыщена событиями – кураторская работа по организации выставок, ежедневная работа в мастерской, преподавание, благотворительная деятельность, прохождение ступеней творчества, повышения мастерства, и максимальная реализация во всех этих областях.
Путь Елены Болотских в жизни и в искусстве не был простым, на ее долю выпало достаточно испытаний. Но она, как Птица Феникс, каждый раз возрождалась и обновленная, представляла миру новую серию работ.
Многозначная, светлая работа – аллегория, заставляющая остановиться и задуматься. Здесь скрыто несколько разных символов. Один – прямой: контур Богородицы, очерченный и вылепленный тканью, недосказанный, только как общее впечатление – светящийся воздушный образ. Другой смысл – передан через остатки штукатурки, следы времени и разрушений на стенах храма, не пощадившие фреску со светлым образом Богородицы. Всё проходит, материя не вечна. Но есть постоянная величина – это Величина духовная. Сильная и светлая.
Америка дала Елене возможность переосмыслить жизненные ценности, понять, что “ Большое видится на расстоянии”. Истоки ее творчества – это русские корни и недосягаемое для взоров “Невидимое”, хранящееся в генетической памяти.
То духовное и вечное, что она, как художник, переносит в современность и транслирует в своих картинах.
Вернувшись в Россию в 1999 году, Елена заново построила свою жизнь, с нуля. Работала арт-консультантом для коллекционеров, помогала им собрать достойные образцы русского искусства. Преподавала в Российской государственной специализированной академии искусств. Разработала там на факультете «Изобразительных искусств» авторскую методику преподавания через презентации и визуальные ряды глухим студентам. Сейчас она курирует выпускников, организовывает выставки и помогает влиться в ряды творческих союзов.
Творчество Елены Болотских не ограничено рамками двухмерного холста.
В период самоизоляции Елена Болотских записала несколько мастер-классов для детей сирот и создала декорации к спектаклю для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей, чтобы дать им возможность прикоснуться к искусству и помочь открыть в себе творческое начало.
Сейчас Елена Григорьевна продолжает работать в мастерской, создавая новые философские работы в стиле «иконического символизма».
Её холсты населяют полу-прозрачные Ангелы и стилизованные образы Богоматери. Общий колорит работ – теплый, охристо-коричневый или насыщенно-красный, с черно-белыми контрастами и множеством полутонов, в складках паволоки и фактурах холста, делающих изображения трехмерными.
Этот выбор четких контрастных сочетаний перекликается с наследием русского авангарда.
Елена Болотских вписывает в сегодняшнюю жизнь свою визуальную притчу, без лишних деталей и подробностей – стилизованную и знаковую. Несущую всё ту же идею – духовности и надежды, прорастающей сквозь скорбь свежими зелеными ростками.
Ее работы – как зашифрованные художественные послания, ведущие к выстраданным и осознанным словам молитвы.
Автор текста:
Алена Ковалева, член Евразийского Художественного Союза (ЕХС), секция "Искусствоведение"
Сайт ЕХС: www.eurasianartunion.com
Вступить в союз: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
Любой желающий может обратиться к нашим искусствоведам и на коммерческой основе заказать профессиональную рецензию о своем творчестве, проекте или серии работ на выставку.
Заказать рецензию: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/post