Что не так у нас с преподаванием истории? Я изучала её несколько раз. Сначала в школе. Оценка – 5. Затем в институте культуры. Оценка – 5. Причем в институте одновременно изучались несколько курсов истории – и всемирная, и отечественная, и курс "Истории КПСС", дублировавший отечественную историю 19-20 веков.
Слушались лекции, писались конспекты, учились экзаменационные билеты… Но я не могу сказать, что я хорошо знаю историю. Хотя ученицей была хорошей. Читала не только учебники, но первоисточники пролистывала, таблицы дат составляла, к экзаменам и семинарам готовилась серьёзно. В чём дело?
Мне кажется в подаче материала. Только на один из всех этих курсов – курс новейшей истории, я бежала с удовольствием, и никакие соблазны студенческой жизни не могли заставить меня пропустить хоть одну лекцию или даже опоздать на неё. До сих пор помню этого преподавателя. Он был в нашем институте «приходящий», по моему из политеха. Лекции читал без бумажек и записей. Так увлечённо рассказывал об исторических событиях, словно был их очевидцем. И чувствовалось, что выдает он нам лишь малую толику, того, что на самом деле знает. Наверняка были в его речах и шаблонные, характерные для застойного времени, политические выводы и скучные перечисления съездов партий соцстран. Но всё это уходило на второй план. А на первом были рассказы о людях, их отношениях, заблуждениях, победах и поражениях. Исторические персонажи в его описаниях имели характер, лицо, голос. И это было интересно. Это запоминалось. Уже тогда в махровые застойные годы он сумел показать нам, как неоднозначно всё было у наших "друзей". Как бы я хотела послушать его сегодня ещё раз!
Мне кажется, что именно так и надо преподавать историю стран – через истории жизни их граждан. И вот тут на помощь может прийти художественная литература с описанием быта, нравов, характеров, судеб.
Было бы здорово, если школьные уроки литературы и истории были взаимосвязаны.
Почему бы при изучении истории первобытного общества в качестве домашнего задания не задать школьникам чтение книги Эрнеста Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» или книги Жозефа Рони-Старшего «Борьба за огонь», а потом обсудить их - и на уроке литературы, и на уроке истории?
В рамках изучения Древней истории напрашивается чтение мифов Древней Греции. Даже книгу Марка Твена «Принц и нищий» можно обсудить с исторической точки зрения. Ведь она рассказывает о жизни европейцев XVI века, а её главный герой – будущий король Эдуард VI. Детям бы понравилось. И запомнилось!
В уроки истории замечательно вписываются произведения и Виктора Гюго, и Александра Дюма, и Вальтера Скотта, и Роберта Льюиса Стивенсона, и Генри Хаггарда, и Рафаэля Сабатини, и Алексея Толстого, и Василия Яна, и Николая Чуковского, и Бориса Акунина, и Дмитрия Балашова.
Наверняка многих забыла, привожу имена навскидку. Списки книг для дополнительного чтения по истории существуют. Но читают их единицы. А вот если бы к тематическому плану школьного курса истории был "подтянут" план курса литературы, то выиграли бы оба курса.
Уверена, что при таком подходе мы бы получили детей, любящих и литературу, и историю.
Эффективность такого способа изучения истории я вижу на примере моего папы. В свои почти 90 лет он прекрасно знал всемирную историю. И это не заслуга учебников - его школьные годы пришлись на трудное военное время. Он знал историю благодаря художественным книгам - историческим и биографическим романам. И длилось такое обучение всю жизнь.
Недавно я прочитала одну из таких книг. Такое пространное отступление вызвала именно она.
Это книга Стефана Цвейга «Звездные часы человечества».
В последнее время крупные жанры у меня идут тяжело, хочется небольшую историю на ночь, не более того. Бывает. Так что за исторические миниатюры Цвейга я ухватилась с радостным предвкушением.
И не пожалела. Потому, что получила не просто истории, а истории из истории. Эмоциональный заряд и интеллектуальное чтение в одном флаконе.
Каждая новелла сборника посвящена одному реальному событию из ряда великих - тех самых, которые влияют на ход истории. И событие это автор подаёт через судьбу отдельного человека, благодаря которому оно произошло.
Удивительно, но имена этих людей не всегда у нас на слуху, а вот судьбы их почти всегда драматичны. Каждая история наводит на размышления о превратностях человеческой жизни, о роке и возмездии, и об удивительной роли случайности в истории человечества.
Сюжеты новелл не ординарны и поэтому интересны. Ещё бы - их создала сама жизнь. Это и история завоевания Византии, и история создания Марсельезы, и история покорения Южного Полюса, и история сражения при Ватерлоо... Всего в сборнике 14 новелл – 14 историй, 14 судеб.
И трудно сказать, о чём эта книга больше – о вехах истории или о человеческих отношениях - об одержимости, страсти, любви и ненависти?
Мне кажется, некоторые эти истории здорово читать и обсуждать с детьми-подростками. Они не только расширяют кругозор, но и воспитывают (как, впрочем, все книги, но в разной степени).
В этой связи мне хочется посоветовать ещё одну книгу, которая на ура воспринимается детьми (проверено на обоих сыновьях) и основана на реальных исторических событиях.
Это книга Николая Чуковского «Водители фрегатов». Очень, очень рекомендую. Историю географических открытий автор преподносит в виде захватывающих приключенческих повестей.
Когда я читала её вслух детям, у нас была только одна проблема – как остановиться, ведь уже давно пора спать. Я частенько глушила в себе родительский инстинкт и продолжала чтение, несмотря на поздний час.
Книга Цвейга - не приключенческая, рассчитана на более вдумчивое прочтение. Зато бонусом после её прочтения остаются знания истории и нравственные размышления. И то и другое полезно. И для взрослого и для подростка.
Если вы захотите найти полный текст сборника Цвейга «Звездные часы человечества», то должна предупредить, что здесь вас ожидают сложности. В электронном виде полную версию книги найти трудно. Мне не удалось. Я подозреваю, что её не существует. Чаще всего вы будете находить сокращенные варианты, в которые входят 4-5 новелл. В принципе, для знакомства с книгой и получения представления о ней достаточно.
Бумажные издания тоже грешат сокращениями. Полностью все новеллы были изданы в России только в 2006 году в московском издательстве «Текст».
В аннотации к этому изданию сказано:
«В России цикл из 14 новелл никогда не публиковался в том виде, в каком был задуман автором. Поэма "Смертный миг" об инсценировке казни петрашевцев надолго легла в спецхран, поскольку ее переводчик Вильгельм Зоргенфрей был расстрелян как враг народа. Новеллы о Генделе, Ленине и драматические сцены "Бегство к Богу", описывающие уход Толстого из Ясной Поляны в октябре 1910 года, также не понравились цензуре и были изданы только в начале 1990-х. А в 1980-х появились на немецком языке две последние новеллы цикла "Цицерон" и "Вильсон уступает". Так что это первое полное издание исторических миниатюр швейцарского классика "Звездные часы человечества" на русском языке.»
От себя добавлю, что на самом деле именно в таком виде цикл автором не создавался. Часть новелл относится к циклу "Роковые мгновения". Мне кажется составителям сборника стоило это указать. Так как роковые часы, не всегда бывают звездными, и наоборот. Некоторые новеллы столь драматичны, что под обложкой с данным названием, кажутся неуместными.
Последнее полное издание книги вышло в 2017 году в издательстве «Азбука».
С тех пор она не переиздавалась, и поэтому найти её в продаже не просто.
Я в интернете нашла тексты и аудиозаписи отдельных новелл. Так что знакомство с этим сборником у меня происходило в разных форматах – часть я прочитала в электронной книге, часть - с экрана ноутбука, часть прослушала на ютубе. Но несколько новелл найти не удалось. Буду искать бумажный вариант книги 2017 года в библиотеках. Вот оно - преимущество библиотек!
Всем приятного чтения "своих" книг. Буду рада, если перечисленные мною книги тоже окажутся для вас "своими" или хотя бы не разочаруют.
Спасибо, что со мной.