У моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля, было много увлечений. Но водный туризм стоит особняком – это особая любовь, которую он пронес через всю жизнь.
Почти все свои реки Алексей Зеля прошел вместе со своей супругой Ольгой. Он познакомился с ней во время учебы на биофаке, на практике. Общее увлечение биологией сблизило молодых людей, а в процессе общения выяснилась, что Оля разделяет те же интересы – с юных лет ходит в туристические походы.
Новый поворот в отношениях обрадовал Алексея. Да так, что как только закончилась практика, он сделал Оле предложение. Нет, пока еще не то самое. Он пригласил ее пойти с ним в поход в одной байдарке.
В «тестовый» сплав отправились вчетвером (с ними два папиных приятеля) - в Мещеру. Оля успешно прошла «испытания». Затем вместе с товарищами делали вылазки в выходные на подмосковные речки. Весной 1973-го ходили по любимице туристов-водников – р. Мста (Тверская обл).
Ольга доучивалась в Университете, рожала и кормила меня, так что в большое летнее путешествие вдвоем без друзей они пошли только в 1974-м в Карелию (р. Куземка). Через год, в июле 1975-го, туда же, на Ваму с Водлой.
Алексей Зеля часто вспоминал: «уходя с биофака, я решил – неважно, где и кем работать, лишь бы отпуск подлиннее и обязательно летом». Это как раз из-за туризма. На МЭЛЗе в этом плане условия оказались самыми подходящими. В июле горячий цех закрывался для всех рабочих на 24 дня. Плюс он сдавал кровь – это давало еще 3 дня к отпуску.
Длительные каникулы позволяли забраться от Москвы подальше на восток – на Урал и Алтай, в Сибирь. На реки, где сложность выше, а отважных путешественников меньше.
В 1976 году Алексей и Ольга провели летний отпуск вместе с приятелями на сибирской реке Витим. В 1978-м – отправились вдвоем на Урал (р. Кожим). Там, на одной из стоянок, они познакомились с ребятами из другой группы, дружба с которыми связала их на всю дальнейшую жизнь.
Чуть я подросла, стали брать и меня с собой. В 1980-м с друзьями ходили на р. Сисим (Саяны). До этого я никогда так долго не ездила на поезде – четыре дня из Москвы до Красноярска и потом еще ночь на местном… Назад тем же путем. Для маленькой девочки, мягко говоря, утомительно.
Летом 1981-го отправились на Ундозеро (Плесецкий р-н). Две недели стояла хорошая погода, а потом зарядили дожди. Мне стало скучно и захотелось домой. Когда меня вернули на дачу к бабушке с дедушкой, радости не было предела! Тогда папина мама взмолилась, чтобы больше «не мучали ребенка» и меня оставили в покое.
Мама комментирует, что из байдарочных походов самыми запоминающимися стали путешествия на Телецкое озеро и р. Бию (1982), на втором месте в ее рейтинге - озера Архангельской области и р. Полта (1985). Позже они пересели на катамараны – благодаря знакомствам на воде, выросла компания единомышленников - всегда находились желающие отправиться с ними за очередной порцией приключений.
Алексей Зеля очень любил свою первую байдарку RZ производства ГДР. Причем, как истинный художник, выбрал ее не только за немецкое качество и хорошую управляемость, но и за красоту. Отечественный «Салют» рядом с нашей «р-зет» выглядел, как рабочие ботинки по сравнению с модельной обувью.
Байдарка хорошо показывала себя на спокойных речках, а для прохождения порогов, как и «Салют», требовала дополнительной модернизации. У советских шкура была резиновая, поэтому для серьезных сплавов, туристы проклеивали ее по стрингерам резиновой полосой.
У RZ оболочка была пластиковая, и клеить ее резиной, как делали остальные, не получалось. Для этого Алексей придумал другой способ – брал пластиковые шланги, резал их пополам и паяльником припаивал к шкуре. Таким же образом заделывал пробоины.
Свою любимицу он назвал Triton в честь древнегреческого бога, которого перед каждым новым отплытием всегда ублажал сахарком, бросая кусочек в воду. Первый «Тритон» прослужил до 1978-го. Потом его сменил Triton-2, та же немецкая модель - отец оставался верен красавице RZ.
Вы спросите, что привлекало молодого художника в водном туризме? Это спорт и отдых одновременно. Со спортивной стороны - возможность проявления силы и ловкости. Управление байдаркой на быстром течении по весенним протокам технически сопоставимо с плаванием по серьезной порожистой реке. Сложные летние походы в дикие места с волоками и порогами – каждый раз новое испытание, адреналин.
Ну а отдых вдали от цивилизации для Алексея Зеля – это, прежде всего, созерцание. Мама часто вспоминает, что плавая вдвоем, на тихих участках рек они мало разговаривали. Плывешь, вокруг первозданная красота природы, за каждым поворотом открываются живописные виды, а ты, тихо и легко касаясь воды веслом, неспешно продвигаешься вперед и ощущаешь себя частичкой этого прекрасного мира.
---
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!
---
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ: