Найти в Дзене
Sport24.ru

Подвиг легендарного хоккеиста СССР. Зарубежные врачи поставили на нем крест, а он помог стране взять золото ЧМ

Михайлов вышел на лед вопреки запретам медиков.

  РИА Новости
РИА Новости

Двукратный олимпийский чемпион Борис Михайлов добился успеха благодаря собственному труду. Бывший форвард саратовского «Кристалла», московского «Локомотива» и ЦСКА, в отличие от многих одноклубников, никогда не обладал большим талантом. Большинство современных болельщиков помнят Михайлова по игре в великой тройке с Владимиром Петровым и Валерием Харламовым. И в отличие от партнеров по звену, которые были одними из самых перспективных игроков страны, Борис не мог похвастаться врожденными данными или умениями. Этим объясняется и его позднее попадание в главную команду страны. Абсолютное большинство талантливых хоккеистов в советское время уже в возрасте 18-19 лет выигрывали титулы в составе ЦСКА и национальной сборной. А Михайлов перешел в армейский клуб, когда ему уже исполнилось 23 года.

Главный тренер сильнейшей команды страны Анатолий Тарасов признавал, что у Бориса нет таланта. А иногда даже называл его «полуфабрикатом». Но неуступчивый форвард сумел покорить легендарного тренера трудолюбием, идеальным выполнением игрового задания и готовностью биться в каждом игровом эпизоде. Благодаря этим качествам Михайлов и нашел дорогу в большой хоккей. В тройке с Петровым и Харламовым наш герой выполнял всю черновую работу — толкался на пятаке, бился за шайбу и отрабатывал в обороне. Причем по игре в слоте Борис был одним из сильнейших игроков СССР. Именно оттуда он забил подавляющее большинство шайб в карьере.

«Каждый игрок отличается от своего партнера. У кого-то одни сильные стороны, у кого-то — другие. И все по-своему хороши. Я действительно не брезговал грязной работой. Но если ошибался, тогда ребята подчищали за мной. У нас было единое звено», — рассказывал многолетний капитан советской сборной.

  РИА Новости
РИА Новости

В карьере Михайлова был момент, когда он убедился, что необходимо в каждом матче и на каждой тренировке пользоваться своими преимуществами. Его безусловными сильными сторонами были жесткая игра и борьба на пятаке. И, как только Борис чуть менял свою игру и не хотел лезть в зоны, где сильно и больно бьют, у него сразу падала результативность.

«Как-то, когда я уже стал двукратным чемпионом мира, был такой случай — бока болят, и решил я несколько матчей побольше на распасе поиграть. Вызывает меня Тарасов, я думаю — что случилось, режим вроде бы не нарушал. И тут он начинает: «Молодой человек…» А когда было такое обращение, стоило ждать «подарка». «Почему, ты думаешь, я тебя пригласил?» — спрашивает Тарасов. А я сижу, не знаю. «Значит так, хоккеиста Михайлова, который работает на пятачке, я знаю. А хоккеиста Михайлова, который работает в углах, я не знаю. Иди и думай». Первая мысль была — ну чего пристал? Причем по-другому она звучала, конечно. (Улыбается.) А потом я подумал, прав же он, лазил я в углах, как пташечка, и три игры не забивал. Полез в следующем матче на пятак — и сразу забросил шайбу!» — вспоминал Михайлов.

Стиль игры Бориса был сопряжен с постоянными травмами и повреждениями. Во время ожесточенной борьбы на пятачке ему три раза ломали нос и наносили десятки ушибов, но 13-й номер ЦСКА и сборной СССР будто не замечал этого. Перелом носа для него был сущим пустяком. Как рассказывал сам форвард, в такие моменты ему достаточно было просто засунуть бинт в ноздри, и можно было продолжать матч. Нередко 8-кратному чемпиону мира приходилось даже тренироваться с повреждениями.

«Помню, когда у меня болел левый коленный сустав, приходилось приседать на правую ногу. Так и тренировался. Больше ничего делать не оставалось…» — вспоминал партнер Петрова и Харламова.

  РИА Новости
РИА Новости

Как уже было сказано выше, за карьеру Михайлов получил огромное количество серьезных травм и повреждений. Но самые серьезные проблемы со здоровьем настигли его на золотой Олимпиаде в Саппоро в 1972 году.

«Самая тяжелая травма была в 1972-м на Олимпийских играх в Саппоро, когда защитник развернулся в мою сторону, у него ноги оказались сильнее, и я получил надрыв боковой связки, повреждение мениска. Врачи собрались все на консилиум, канадские, чешские, наш Олег Маркович Белаковский. Кто-то говорил, мол, месяц играть нельзя. А в результате я на следующий день вышел на лед, правда, не доиграл матч», — говорил Михайлов.

А вот что о том случае рассказывал легендарный врач советской сборной Олег Белаковский:

«В одной из первых игр Борис Михайлов сильно повредил колено — внутренний мениск и боковую связку. Собрали консилиум врачей всех сборных, осмотрели Борю. Коллеги похлопали меня по плечу: «Это полтора месяца». А Боря выдает: «Делайте что угодно. Буду играть». По всем газетам прошла информация, что СССР потерял лучшего хоккеиста. Боря передвигался на костылях, но мы сделали ему новокаиновую блокаду, надели на колено фиксирующую повязку и выпустили в третьем периоде игры с поляками, когда все обычно устают и меньше применяют силовые приемы. Борю мучили чудовищные боли, но он вышел и на матч с Чехословакией».

  РИА Новости
РИА Новости

Удивительно, но с такой серьезной травмой Михайлов смог не просто продолжить турнир, но еще и забросить шайбу в решающем матче против сборной Чехословакии. Вероятно, храбрость и мужество 13-го номера национальной сборной передались его партнерам. Поэтому победа на турнире стала лишь делом времени. Только после завоевания олимпийского золота Борис смог спокойно заняться лечением поврежденной ноги. Следующий месяц после главного турнира четырехлетия он провел в больнице. Зато с золотой медалью на шее и званием олимпийского чемпиона.