В школе, да и в серьезном литературоведении, до сих пор преобладает точка зрения Добролюбова на образ Катерины Кабановой из драмы А. Н. Островского «Гроза». Как 150 лет назад критик назвал Катерину «лучом света в темном царстве» — так ее и воспринимают и читатели, и зрители. Кто-то, конечно же, возмущается: какой же она «луч», если изменила мужу, а потом еще и наложила на себя руки? Но дело даже не в измене и не самом страшном грехе. Их бы не было, будь Катерина воспитана по-другому.
По-другому — это как? Не в патриархальных традициях? Она и была воспитана как раз не в патриархальных, точнее, не в христианских традициях. Впрочем, в семействе Кабановых, да и во всем городке Калинове вообще не было никаких «домостроевских» устоев, несмотря на то, что все персонажи мыслят в рамках религиозной парадигмы. Религиозной, но не христианской.
В христианской традиции воспитание в семье подразумевало устроение жизни в соответствии с евангельским идеалом как в границах, так и за пределами родительского дома. Семья таким образом понималась как малая церковь. Девочку готовили к будущей роли жены и матери, учили вести хозяйство и растить детей. Иными словами, в основе христианского воспитания были правильная вера в Бога и труд.
Но уже в XIX веке от истинно христианского воспитания не осталось и следа. Варвара Кабанова — тому пример, но куда ей до Катерины... Помните, как Катерина рассказывает золовке о своей жизни до замужества?
Всего одна реплика — и сразу всё как на ладони:
«Работать не принуждала» — девочка росла в праздности.
«Наряжали, как куклу, души не чаяли» — девочка была избалованной.
«Что хочу, то и делаю» — девочка была капризной.
Огрехи такого воспитания очень скоро обернулись «головной болью» для самих родителей:
Представляете, ребенку всего шесть лет, а он уже что вытворяет! Причем и уже в сознательном возрасте Катерина своей вины не осознает («Такая уж я зародилась, горячая!»). Да и в «сознательном» ли?
Неприспособленность к жизни у Катерины проявляется и в семейных отношениях. Выйдя замуж по собственному желанию (а кто бы смог выдать ее замуж против ее воли?), она покрывает загулы мужа. Какая уж здесь патриархальность... И в замужестве она не угомонилась, ничто и никто ей не указ, никакая она не «безответная», как годами и десятилетиями пишут в сочинениях дети:
Конечно, уплыть на лодке, а то и в Волгу кинуться, вместо того, чтобы решать проблемы и договариваться, большого ума не надо. Глупая? Нет, просто не воспитанная должным образом. Отсюда и бунтарство, и капризы:
А как же горячие молитвы Катерины? Да, она любила посещать храм и молиться еще с раннего детства:
Но недаром Островский вводит в драму одну из таких странниц, Феклушу, с ее рассказками о «запряженном огненном змие», «салтане Махнуте персидском» и «людях с песьими головами». Много ли нужного и полезного могло почерпнуть из таких суеверных рассказов неопытное дитя?
Ее полный отрыв от реальности, существование в мире грез и мечтаний — что в детстве, что во взрослой жизни — Островский также подчеркивает ее живым интересом ко снам:
Молитвенный опыт Катерины тоже не имел ничего общего с истинной религиозностью и тоже граничил со сказкой, а то и с «театром одного актера»:
Молитвы Катерины были бессмысленны, без внутреннего содержания:
Как сказали бы сегодня — «гормоны играют». Истинные молитвы невозможны без сосредоточения на словах, обращенных к Богу, а если у молящегося «всего довольно», он благодарит за это Господа. Неудивительно, что воцерковленную только формально, на словах, Катерину искушение настигает именно в храме, где она впервые увидела Бориса.
Почему именно там? Да потому, что если она ходит в церковь не для молитвы, а для мечтаний, там и возникнет греховное прельщение
Потому и не может Катерина обратиться к Богу в трудные моменты жизни:
Неумение молиться — обращаться к Богу, чтобы облегчить душу — оборачивается суеверным страхом, плодом воспитания в кругу странниц да богомолок:
И даже отношение к смерти у Катерины мечтательное, не имеющее ничего общего с православием, даже языческое:
Смерть для нее — это очередной истеричный побег из дома. Только безвозвратный...
А какое отношение к Катерине из «Гроза» А. Н. Островского сложилось у вас? Менялось ли оно в течение жизни? Расскажите, интересно.
Еще немного литературы:
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!