Если бы нам выпал шанс прокатиться на поезде по произведениям русской литературы, в первую очередь мы бы оказались в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», где железная дорога — одновременно притягательный и пугающий символ.
Три ключевых точки основной сюжетной линии — и все связаны с железной дорогой. В начале романа Анна и Вронский становятся свидетелями гибели обходчика, на вокзале Вронский признается в любви, под колесами поезда обрывается жизнь главной героини. Железная дорога словно демонический персонаж, соблазняет Анну и неумолимо влечет к трагической развязке.
Тоска и безысходность — вокзал и всё, что с ним связано, в романе Л. Н. Толстого рисуется самыми мрачными красками. В жизни писатель тоже недолюбливал путешествия по железной дороге.
А что предложат нам другие авторы? Не стоит тешить себя иллюзиями, ожидая позитива или хотя бы разнообразия «железнодорожных» образов.
Странница Феклуша, героиня из «Грозы» А. Н. Островского, сравнивает поезд с огненным змием, прямым текстом предсказывая конец света:
Лебедев из романа «Идиот» Ф. М. Достоевского утверждает, что сеть железных дорог — не что иное как «звезда Полынь» из Апокалипсиса, упавшая с небес и отравившая воды в реках:
«Вишневому саду» А. П. Чехова грозит уничтожение из-за прокладки железнодорожного пути:
Чем же так не угодила железная дорога русским классикам?
Всё просто: наступает новый век, век технического прогресса, который делает жизнь человека комфортнее, но одновременно и разрушает множество судеб. Железная дорога становится грозным символом эпохи падения нравственных устоев. Удобство и комфорт, наслаждение, удовлетворение физических потребностей, по мнению русских писателей, представляют серьезную угрозу моральному облику человека.
Вот и Анна Каренина, поддавшись искушению, счастья не обрела, а лишь разрушила собственную жизнь. Такая участь в глобальном смысле ждет и всё человечество, если слепо следовать прогрессу, забывая о духовных ценностях.
Сегодня железная дорога представляется невинным изобретением в сравнении... пусть даже с искусственным интеллектом. И где, как не в поезде, предаться размышлениям о добре и зле, о правде, о смысле жизни? Мы продолжаем наш путь, совершенно не думая о том, что движение по рельсам заранее предопределено. И предопределено не нами.
Может, пришла пора сменить направление?
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!