О многих художниках эпохи Возрождения сложили легенды. Тициан, если верить Вазари, прожил 99 лет и умер с кистью в руке, Джорджоне отказался покидать умиравшую возлюбленную и погиб вместе с ней от чумы. А о Паоло Уччелло сложили анекдоты. Такой, например.
Работая над фресками для одного флорентийского монастыря, художник питался одним сухим хлебом и козьим сыром. Не потому, что соблюдал строгую диету – просто ничего другого скупой настоятель не предлагал. Уччелло это надоело и он ушел, оставив работу неоконченной. Когда за ним послали монахов, чтобы уговорить вернуться, он ответил, что насквозь пропитался сыром и боится, что у него склеятся внутренности. В итоге удалось прийти к мирному соглашению – и кормить мастера стали лучше, и фрески он дописал.
Или такая история. Однажды Уччелло допоздна засиделся за изучением законов перспективы. Когда жена позвала его спать, он, улыбнувшись, ответил: «Такая перспектива мне нравится больше всего».
Тот же Вазари, кстати, считал, что именно неуемное стремление блестяще овладеть перспективой и помешало Уччелло стать по-настоящему знаменитым, что он был скорее математиком, а не живописцем и всю жизнь писал странные, «нелепые» картины вроде «Битвы при Сан-Романо».
Окончательно Уччелло никогда не был забыт, но по достоинству его странность и непохожесть оценили лишь в XX веке. Выяснилось, что это не «свихнувшийся математик», а интересный оригинальный художник, работы которого напоминают кадры фантастических мультфильмов. Согласны?