Если вот по-хорошему, то какой-нибудь американский "Топ Ган: Мэверик", который смотрели не только лишь все, это не про авиацию. Самолёты в кадре есть, а общее ощущение от фильма, что это - "Форсаж", только вместо колёс - крылья, а вместо Вин Дизеля - Том Круз. Просто вот блокбастер с wow-эффектами для просмотра на один раз. Можно попробовать такое же про паровозы снять или катера. Зайдёт зрителю...
А что тогда смотреть про авиацию?
Сейчас расскажу. Я смотрел почти все фильмы про это (точно больше, чем кинокритик Антон Долин или кто там ещё по тому же киношному делу) и знаю, что надо смотреть, а что можно пропустить.
Такие названия как "Экипаж" (оба), "В бой идут одни старики" и тот же "Топ Ган" (часть 1) пропускаем. Если вы на этом канале, вы эти фильмы и так знаете наизусть. А кроме них и другие знаете. Но что-то из перечисленного ниже точно не знаете, а зря…
Из "голливудщины"
Практически всё мимо, кроме единственного фильма. Все эти "Турбулентности", "Авиаторы" и пьяные накокаиненные негры-пилоты из фильма, где крутят бочки на лайнере с пассажирами - да это ни одного школьника не простимулирует поступать в лётное. "Чудо на Гудзоне" - ещё туда-сюда, но это опять экшн, а не строго про любовь летать в небе за идею.
То, что надо посмотреть - это "Пилоты из Таскиги" (The Tuskegee Airmen, 1995). На западный капиталистический взгляд, этот фильм больше про то, как угнетённые в США негры добивались права становиться военными лётчиками - наравне с "благородными" белыми. Дело было в период, когда ещё действовали расовые законы, а американские "учёные" доказывали, что у негров узкие кровеносные сосуды и они не позволяют летать с перегрузками. Дескать, негры-пилоты на перегрузках сознание теряют.
Но зрителю, чей взгляд не затуманен этими расовыми проблемами, фильм рассказывает истории парней, которые пробивали себе путь в небо. Причём шанс у них появился только с началом Второй Мировой. Ну и что, если парни - негры? Нам-то это без разницы.
Из другого зарубежного
Крайне рекомендую аргентинский фильм "Виски Ромео Зулу" (Whisky Romeo Zulú, 2004). Его смотрели, наверное, все российские пилоты гражданской авиации, потому что он полудокументальный, он про действия пилота в критической ситуации и вообще хороший. Массовый зритель про этот фильм, как правило, вообще не слышал. Военлётам вряд ли сильно интересно, если только ВТАшникам. Ну да, в кинотеатрах не крутили. Рекламных кампаний в России не запускали.
Всё остальное, снятое там у них - полная ерунда (про "Топ Ган" уже упоминали отдельно). Всякие дурацкие "Рыцари неба" с "падениями черных ястребов". Нафиг их.
СССР и Россия.
Про своё родное и говорить приятнее. Пойдем по хронологии.
"Им покоряется небо". Ч/б фильм-драма из 1963 года про создание и начало испытаний реактивного самолёта МиГ-9. Фильм содержит кадры из уникальных документальных съёмок. Снимался Татьяной Лиозновой, той самой, что позже сняла "17 мгновений весны". В главной роли Николай Рыбников, а его жену играет молодая Светлана Светличная, ещё не убившая свою актерскую карьеру дурацкой ролью в "Бриллиантовой руке".
"Дни лётные". 1965 год. Кино про жизнь и смерть на работе военлётов в мирное время. Для 1965 года очень хорошие съёмки полётов, взлётов и посадок. Боевые самолёты той эпохи, само собой в кадре.
"За облаками - небо". Тоже ч/б. Снят в 1972 году. Рассказывает про становление советской авиации в первые послевоенные месяцы и годы. Весь фильм пронизан идеей о том, что лучшее отечественной авиации - впереди и оно обязательно будет, хотя придётся много поработать.
Разумеется, есть всякие лирические и любовные линии в жизни советских офицеров, но самолёты - первым делом. Смотреть интересно от начала и до конца.
У этого фильма есть продолжение, снятое в 1975 году, - "Там, за горизонтом". Но оно отвратное. После съёмок убрали сразу на полку, поняв, что сняли г@вно не очень удачно, а в "этих ваших интернетах" фильм стало можно найти только в районе 2020 года. Стоит посмотреть только ради нескольких кадров с самолётами той эпохи. Вообще, центральная идея "Там, за горизонтом" - создание Ил-76.
"Меня ждут на земле". 1976 год. Про то как лётчика с МиГ-23 перевели в ВТА на Ан-12. По состоянию здоровья. Ну и его начало корёжить по этому поводу - типа как из настоящей боевой авиации в ненастоящую перевели - парашютистов возить и тюки с сеном. А потом он всё понял, оценил и в конце фильма готовился к переучиванию на Ил-76.
"Случай в квадрате 36-80". 1982 год. Это как "Одиночное плавание", только про самолёты. Вы не поняли - о чём речь? Эх, молодо-зелено... Тогда смотрите оба фильма. Они крутые, хотя временами (глядя из 2020-х годов) вызывают улыбку. Пересказывать смысла нет, только смотреть и гордиться своей Родиной.
А история и география съёмок этого фильма - она не хуже самого "Случая". Поищите в Интернете, скучно не будет.
"Нежность к ревущему зверю". 1982 год. Фильм про трудности создания Ту-22 и драмы со смертями на испытаниях. На момент съёмок самолёт был ещё засекречен, поэтому в роли Ту-22 снимался Ту-134УБЛ. Временами занудно, но в целом очень душевно смотрится. Музыкальное сопровождение - the best of the best! Потому что Визбор. "То взлёт, то посадка, То взлёт, то посадка...."
"Небо измеряется милями". Милями не в смысле единиц измерения, а в смысле фамилий конструкторов. 2019 год. Биографический фильм про Миля и про то как он создавал все свои машины и что ещё полезного сделал для страны. Попутно в кадре появляются Камов, фирма Сикорского в США и всякое такое. В фильме есть огрехи типа регистрационных номеров RA-xxxxxx на фюзеляжах, но это массовому зрителю и не заметно. Фильм хороший и к просмотру рекомендуется.
***
А больше ничего и не порекомендую. Имею право на субъективное мнение, а уважаемый читатель имеет возможность высказать в комментариях всё, что он думает по этому поводу.
Хотя... нет. Ещё "Ночные ведьмы". Это тоже сильный фильм, который должен лежать где-то в голове на полочке просмотренных кинокартин.
Все эти "Девятаевы" и что там ещё в последние годы снято - лесом... Я посмотрел и забыл.
"Небо" с Марией Мироновой и Петренко - тем более, что бы там ни навязывало к просмотру Минобороны по этому поводу в Клубах офицеров в гарнизонах ВКС РФ. Надо было военных консультантов привлекать к сценарию и съёмкам, а не снимать по принципу "я - режиссёр, я так вижу".
Вот теперь всё!