Начало здесь: Глава 1.
Что остается Михаилу делать? Возвращаясь из Армии, он не собирался оставаться в городе. Думал повидаться с родителями и уехать туда, где жизнь интереснее. Не решил еще куда, может на море, может в горы. Страна большая, где-то есть ему место.
Собственно говоря, в этом городе его никто не ждал. Оба его друга после Армии не вернулись домой, остались служить по контракту. Однако, встретив Иринку, он понял, на родине, здесь, рядом с любимой, он может быть счастлив. Не случилось!
Не достучаться ему до сердца Ирины. Может и не стоит стараться. Михаил для нее просто летнее приключение. Прошло лето и любовь прошла. Что же, пусть будет счастлива его Иволга с другим.
Может, если Михаил был понастойчивее, не отступился бы так легко, ребята могли помириться и быть счастливы. Но он предпочел отойти. Пошел служить в Армию по контракту. Не слушал он уговоров отца, слезы матери его не трогали. Он думал только о себе, жалел себя, свою загубленную жизнь, как он тогда считал.
Ирина ни о чем не жалеет, ничего не вспоминает, она застыла. Похудела, хотя и некуда вроде худеть, осунулась, почернела вся. Молчит. Придет на работу и целый день молча моет посуду, полы, столы протирает. Слова от нее не дождешься.
Женщины шушукаются за спиной, мол бросил ее Мишка, да, тот самый, сын Константина Сергеевича. Бросил и уехал, а она страдает. Вон, не ест ничего, поди беременную оставил.
Иришка внимания не обращает на разговоры за спиной, на косые взгляды. Какая разница, как смотрят, что говорят? Хуже, чем есть уже не будет. Выйдет она замуж, все успокоятся, и на работе, и дома.
Пока дома сущий Ад. Варвара рвет и мечет. Подвела дочь, ослушалась. Сколько твердила, чтобы сохранила себя, сколько вдалбливала в ее тупую башку, все бесполезно. Нарушила себя девка. В ту самую ночь и нарушила. Ладно, вроде не потащила, Бог спас.
Еще ведь молчит, зараза такая. Ей бы в ноги матери пасть, прощения просить. Вместо этого смотрит как на врагиню какую, не разговаривает. Конечно, что теперь с матерью говорить? Родила в муках, растила, себе во всем отказывала, получила благодарность. Дождалась.
От женского счастья отреклась ради дочери. Если бы не родила, вышла бы замуж. Никто не знает, как ей муторно, как тошно проводить одной ночи. И дни не легче. Часто в памяти встает день, когда помогала Нюре с Митяем на сенокосе.
Варе в ту пору было лет тридцать пять. Жара стояла несусветная. Устали они тогда донельзя. Сели обедать в густой тени кустов шиповника. Нюра разлила в алюминиевые кружки чай, настоянный на смородиновом листе. Почистила яйца, выложила перед Митяем на зеленый лист лопуха. На большой кусок ржаного хлеба взгромоздила изрядный шмат пахнущего чесноком сала, протянула мужу
- Ешь, Мить, а то сил не хватит до вечера. Тебе еще кусты окашивать
- Давай! Сами-то ешьте, Варя, бери сало-то, не стесняйся. Сейчас перекусим, отдохнем часок, сено подвялится, ворошить надо будет.
Нюра засмеялась, подмигнула мужу
- Только час? Может и подольше.
Наклонившись к мужу, она что-то прошептала ему на ухо. Митяй рассмеялся и шлепнул жену ниже пояса так, что та вскрикнула. Они оба снова рассмеялись. Варваре почему-то стало стыдно, словно она заглянула из-за шторы в чужую постель.
Она поела немного и ушла по скошенному лугу, подальше от кустов, к большому стогу. Обойдя его, упала, зарылась в колючее сено, закрыла лицо платком и заплакала.
Однако, тихий шепот ветра, стрекотанье кузнечиков, пение жаворонка успокоили ее сердце. Аромат свежескошенной травы вперемешку с запахом мяты и клубники усыпили ее голову. Очнулась Варя от звуков, которые нарушали стрекочущую тишину луга.
Это Митяй, с другой стороны стога, добивался Нюры. Жара, усталость, а ему ни по чем. Все слышала Варвара, и жалобные стоны подруги, и рычание Митяя, и облегченные вздохи Нюрки, и ее довольный смех.
Тогда Варя подумала: «Никогда моя дочь не будет сидеть одна за стогом, слушая как любится ее подруга с мужем. У нее будет все, и муж, и дом, и дети законнорожденные». Варвара знает, Что Митя выбрал из двух подруг Анну, потому что у той был отец, дом у них хороший, хозяйство. А у Вари домишко маленький, да мама больная.
Варвара могла быть на месте Нюрки, если бы не бедность, одежка худая. Зато теперь ее дочь, Ирина, станет хозяйкой в их доме. Сын-то у Нюры один. Все ему достанется, значит и Иринке. Только бы свадьба не сорвалась.
Не сорвалась. Платье невесте сшили в Быткомбинате. Очень красивое, из белоснежного гипюра, длинное в пол, с пышными рукавами. Туфли на каблуках и фату своей дочери, которая этим летом вышла замуж, принесла Вера Матвеевна, кассир.
Расписывались молодые и справляли свадьбу в селе. Со стороны невесты на свадьбе была Варвара, Геннадий Юрьевич, свидетель, Наталья, да Вера Матвеевна с супругом. Остальные гости, все со стороны жениха.
По деревенским меркам свадьба была знатная. Вино рекой, закуски, какую только душа пожелает. Пригласили баяниста, радиола играла. Подарков надарили целую кучу. Все было, как положено, тосты, пожелания, песни, пляски.
Долго вспоминали в селе свадьбу Егора Дмитриевича. За сколько лет никто на свадьбе не разодрался, морду друг другу не набил. Все благодаря друзьям Егора. Парни серьезные, взрослые. Чуть что, сразу тушили искру ссоры, не давая раздуваться.
Анна была довольнехонькая. Подсела к подруге, обняла за плечи
- Варюшка! Давай выпьем с тобой! Породнились мы с тобой, подруженька моя. Теперь внуков общих растить будем. Что же ты невеселая такая, Варька? Почему за дочь не радуешься?
- Так ведь кровиночку отдаю, одна теперь остаюсь, вот и печалуюсь.
- Брось, мне-то не заливай, вон, какой мужичок возле тебя топчется, небось истомился дожидаючись, когда ты освободишься.
- На что я ему, он грамотный, вон какой видный, к любой женщине подход найдет. Ты лучше на молодых посмотри, какая пара получилась баская.
- Хорошая, ничего не скажу. Только Иринка больно бледная, боится, наверно, в первый раз. Надо бы ее на кухню увести да налить полстакана. А то сидит, не ест, не пьет.
Варвара вздохнула. Она сама одна знала, о чем печалится. Как бы там ни было, любила она Иру. Как умела, с обидой, с болью, но любила и хотела ей счастья. Весь вечер смотрела на дочь, улыбающуюся сквозь слезы и понимала, как ей тяжело. Ее Ирине придется держать ответ перед мужем за то, что не сумела сохранить себя для него.
Гости устали пить и петь. Кто-то уже упал под лавку, кого-то под руки вытаскивали из-за стола. Свидетели и две кумы повели молодых в их спальню. Посадили молодую на кровать, рядом с ней жениха. Кума перекрестила обоих, и они удалились.
Ирина сняла фату, аккуратно ее сложила. Сняла платье и повесила на спинку стула. Не было никакого стыда перед Егором, никакого стеснения. Он, глядя на Ирину, стал лихорадочно срывать с себя одежду и складывать кучей у кровати.
Легли рядом два чужих человека. Ира была совершенно спокойна. Надо, значит надо. Переспит, потерпит. Все женщины через это проходят, чем она лучше. Егора трясло, наконец-то у него женщина. Как он долго мечтал об этом. Не конкретно об Ирише, вообще о женщине. Хватая потными руками, он стащил с нее белье
- Ты, это, давай уж как-нибудь, повернись ко мне что ли. Нам ведь, это, надо как-то. Утром ведь проверять придут, мне неохота позориться, скажут, не сумел.
Сумел, все у него получилось. Соскочил, включил свет, откинул одеяло
- Есть! Пятно есть! А говорили, что нечестная ты. Ладно я не послушал. Ах, ты молодец, Ирка!
Взяв со стола кувшин с квасом выпил, проливая на грудь
- Хорошо! Только я не распочухал путем, Давай-ка, Ир, еще разок. А что? Я это могу!
Молодые еще не встали, а давешние кумы пришли проверять молодых. Родители Егора, Варвара, еще какие-то родственники сели за стол и стали ждать вердикта кумушек. Варвара сидела не жива и не мертва. Вот и настал час ее позора.
Кумушки вывели молодых, усадили во главе стола. Старшая из кумушек произнесла: «Разливайте вино, бейте кувшины, целая девка была!» и грохнула об пол приготовленный для этого глиняный кувшин.
Свекровь подошла к Ирине, поцеловала ее. Отец пожал сыну руку
- Эх, сынок! Не в меня пошел. Я калоши на базаре покупаю, и то меряю, а ты девку в жены взял, не попробовавши!
Все заржали и пошло веселье пуще вчерашнего.
Продолжение читайте здесь: Глава 9.
Друзья! Приглашаю вас на канал "Бронзовая осень". Там тоже публикуются мои рассказы. Вот ссылка: https://dzen.ru/profile/editor/id/6369eee24df7a176f52e0432