Найти в Дзене
Historyаны Алены Л

Несостоявшаяся королева Генриха VIII - Энн Бассетт.

Кадр из фильма Тюдоры. Предполагаемый образ Энн - фрейлины Урсулы.
Кадр из фильма Тюдоры. Предполагаемый образ Энн - фрейлины Урсулы.

Девизом английской королевы Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII, была фраза: "Готовая подчиняться и служить".
После аннулирования брака с Екатериной Арагонской и ее кончины, а также после казни второй жены Анны Болейн, Генрих VIII на следующий же день (21 мая 1536) тайно обручился с фрейлиной - Джейн Сеймур. Джейн было 27 лет, она считалась недостаточно красивой для короля, но она обладала редким даром любви, нежности и благочестия по отношению к Генриху. Король ценил ее за целомудрие и за то, что она не вмешивается в государственные дела и политику. Один раз она попробовала, но король дал ей понять, что он крайне недоволен. Больше таких экзерсисов с ее стороны не было.

Джейн Сеймур.
Джейн Сеймур.

К 30 мая 1536 года Генрих и Джейн также почти тайно обвенчались в часовне Уайтхолла. Существует предположение, что к концу 1536 года Джейн уже была беременна, но перед самым Рождеством, 23 или 24 декабря, у нее случился выкидыш. Печаль супругов была безгранична, но надежда на лучший исход все же не покидала королевскую чету.
Хотя Генрих и провозгласил Джейн Сеймур королевой Англии 4 июня 1536 года, но короновать он ее не спешил, пока она не выполнит своего основного предназначения, а именно не родит "короне" наследника престола мужского пола.

После несчастья с женой к Рождеству Генрих был вне себя, а Джейн пыталась всячески утихомирить его и приласкать. И, о, чудо, вскоре все утряслось, так как в новом году, приблизительно к концу января 1537 года, Джейн опять оказалась в интересном положении, но для верности только ранней весной сообщила Генриху, что беременна. Король возрадовался и окружил супругу небывалой заботой, исполняя все её требования, прихоти и капризы. Однако короновать ее все же не спешили под предлогом внезапной вспышки чумы в Лондоне.
Одним из карпизов Джейн Сеймур, пребывающей в интересном положении, было непомерное пристрастие к хорошо приготовленным перепелам и перепелиным яйцам. Такая еда спасала ее от токсикоза и придавала сил. Генрих заказывал для жены перепелов в Кале и во Фландрии.
Тут-то и настал звездный час некой оборотистой дамы - виконтессы Хонор Гренвилл-Бассетт-Лайл, супруги 1-го виконта Лайла - Артура Плантагенета, бастарда короля Эдуарда IV. Вы помните, что Эдуард IV приходился Генриху VIII дедом. Виконтесса Хонор Лайл давно хотела протолкнуть фрейлинами ко двору двух или даже всех трех своих прекрасных дочерей от первого брака с Бассеттом - Энн (1520 г.р.), Кэйт (1522) и Мэри. Все девушки получили прекрасное придворное образование и воспитание, насколько это возможно для первых фрейлин, в Париже. Однако при всех многочисленных попытках и интригах заботливой матери предыдущая королева Анна Болейн всячески препятствовала устройству сестер Бассетт ко двору.

Анна Болейн и Генрих.
Анна Болейн и Генрих.

Анна Болейн тоже вышла из среды фрейлин, не была красива, но она была в меру умна и отличалась характером интриганки. Все сестры Бассетт превосходили Анну по внешним данным и возрасту. Какая женщина это стерпит! Только завидев на смотринах 15-16-летнюю (на тот момент) красавицу Энн Бассетт, которая в несколько раз превосходила Анну по красоте и молодости, королева тут же отослала ее подальше от двора, под предлогом того, что такой юной, нежной и невинной девушке еще рано служить в столь развращенном месте - при дворе.

Прототип Энн Бассет в лице фрейлины Урсулы из фильма Тюдоры.
Прототип Энн Бассет в лице фрейлины Урсулы из фильма Тюдоры.

А вот теперь при третьей королеве, узнав, что Джейн Сеймур преодолевает свой токсикоз от второй беременности, благодаря перепелам к королевскому столу, Хонор, проживавшая со 2-м мужем - лордом-наместником в Кале, для начала добыла огромную партию перепелов и прислала их ко двору Генриха VIII - в дар королеве.

Надо признаться, что королева Джейн тоже знала от придворных сплетников о том, что предыдущая королева неохотно брала ко двору фрейлин, хоть в чем-то превосходящих ее. Но после щедрого подарка Хонор, Королева наконец-то растаяла и смягчилась, удовлетворяя свои прихоти. Джейн Сеймур плохо переносила беременность и должна была вот-вот отправиться в свою опочевальню "для лежания" ("на сохранение", "комнату для родов") перед родами. А при дворе освободилось одно место фрейлины. Примерно в сентябре 1536 года Джейн переехала в замок Хэмптон-корт, и были назначены смотрины фрейлин, но Джейн предупредила Хонор, что при дворе всего лишь одно место фрейлины. Как ни странно, королеве понравилась 17-летняя Энн Бассетт. Приблизительно за день до того, как королева удалилась в спальню "для лежания", Энн Бассет была приведена к присяге в качестве придворной фрейлины.
12 октября 1537 года королева Джейн Сеймур исполнила заветное желание короля Генриха, родив ему сына-наследника - Эдуарда, принца Уэльского. Король ликовал, ведь у него наконец-то родился здоровый законный наследник! Однако, супруга-королева угасала. Через две недели состояние королевы Джейн ухудшилось, и 24 октября 1537 г. Джейн Сеймур умерла от родильной горячки. Король рыдал, не таясь, никогда он не испытывал такого горя, Генрих погрузился в глубокий траур, настолько, насколько он мог с собой совладать. Кроме того, король считал, что такой верной, преданной и любящей женщины ему никогда больше не встретить.
Так волей случая, принятая королевой Джейн на работу фрейлиной Энн Бассет, дочь Хонор Лайл и падчерица Артура Плантагенета (бастарда Эдварда IV) осталась служить при дворе короля Генриха VIII. А сам король, стараниями придворных и благодаря своей силе воли и темпераменту, наконец-то возвращался к жизни.

-5

Фрейлина Энн Бассетт была настолько хороша собой, что попала в поле зрения Генриха, а через какое-то время сам король обратил на нее более пристальное внимание, и у них завязался роман. Но придворные сплетники вначале квалифицировали их роман, как обязательный придворный флирт. Считается, что Генрих стал открыто уделять внимание и флиртовать с Энн только где-то в 1538 году. До этого его выводили из состояния "анабиоза" совсем другие фрейлины. Известно, что Генрих подарил Энн Бассетт коня со сбруей и расшитое седло, а также шикарные драгоценности. Поговаривали, что Энн стала любовницей короля, но достоверно этого никто не знал. Однако сохранились письма Энн к матери, где девушка скорбит от утрате королевы и клянется верно служить двору короля Генриха. Имеется и еще одно письмо, где Энн внимает каким-то наставлениям матери и обещает быть более терпимой и благосклонной к королю.
Многие послы того времени прочили фрейлину Энн Бассет в новые королевы, зная благосклонность Генриха к фрейлинам, ведь у него в фаворитках их было около 50-ти в разное время. Но, увы, никакого даже намека на помолвку с еще одной фрейлиной на этот раз не произошло. Ведь Энн Бассет по происхождению была ниже трех его предыдущих жен и только по отчиму имела хоть какие-то хлипкие притязания на трон.
Но на этот раз Генрих решил устроить династический брак, чтобы укрепить отношения с Францией, Испанией и Германией, а не жениться, очертя голову, по любви на фрейлине, как он проделал до этого. Вероятно, ему посоветовал это сделать его советник и канцлер Томас Кромвель. Известно, что советники и друзья давали ему понять, что одного наследника мужского пола для Англии недостаточно, а королю его возраста, да в самом расцвете сил неприлично быть неженатым.
Надо сказать, что Генрих сначала решил выбирать из французских принцесс. А ближе к 1538 году Генриха заинтересовала принцесса Маргарита, дочь короля Франциска I, она как раз была на выданье. А у французского герцога де Гиза на выданье были целых три дочери - Рене, Луиза и Мари. Через посла Франции при английском дворе, Генрих уведомил Франциска I о желании встретиться с предполагаемыми невестами в Кале, чтобы выбрать самую достойную из них. Но Франциск отклонил предложение Генриха, сказав, что француженок не принято выставлять «словно рысистых скакунов на ярмарке».
Потерпев фиаско, Генрих заинтересовался недавно овдовевшей герцогиней Кристиной Миланской. В марте 1538 года английский король отправил в Брюссель придворного художника Ганса Гольбейна с поручением написать портрет герцогини, от портрета Генрих пришёл в восторг. Но посланникам короля Кристина ответила, что она отнюдь не жаждет выходить замуж за Генриха, ссылаясь на его репутацию.
Возможно, чтобы король Генрих не жинился на Энн Бассет, придворные интриганы (канцлер Томас Кромвель и посол Джон Хаттон) и подсунули королю прекрасный портрет работы Ганса Гольбейна принцессы Анны Клевской, сестры герцога фон Юлих-Клеве-Берг, который не соответствовал действительности.

Анна Клевская, работа Ганса Гольбейна .
Анна Клевская, работа Ганса Гольбейна .

Анна Клевская была представительницей древнего аристократического немецкого дома Ламарков. Она не была красивой, не считалась умной, а ее образование было сведено ее матерью к минимуму. Анна умела только читать и писать на немецком языке, не знала ни латыни, ни французского, принцесса не умела ни петь, ни танцевать, ни играть на музыкальных инструментах, все ее образование сводилось к рукоделию. До всех этих событий 1538 года она была помолвлена, но помолвка расторгнута в 1535 году.
Как бы там ни было, 4 сентября 1539 года был подписан брачный договор. Приданое Анны составило 100 000 флоринов, 40 000 из которых Генрих получал в день свадьбы, другие же 60 000 выплачивались в течение следующего года. Вскоре Анна в сопровождении 263 человек и 283 лошадей отправилась в Англию. 11 декабря Анна и её сопровождающие прибыли в Кале, где их приветствовала королевская делегация во главе с герцогом Саффолком, фаворитом и зятем Генриха VIII. Встречающий вельможа, адмирал Саутгемптон, написал Генриху, что принцесса Анна очень мила, и что король сделал достойный выбор. А 31 декабря Анна со своими спутниками прибыла в Рочестер.
Знакомство Генриха с невестой Анной состоялось 1 января 1540 года. Генрих прибыл в Рочестер как частное лицо. На тот момент Анна еще не знала ни слова по-английски. Почти на протяжении всей встречи король и принцесса оставались наедине, но ничего у них не складывалось.
Генрих сказал: "Я не вижу ничего из того, что было представлено мне на картинах и в донесениях. Мне стыдно, что люди её так восхваляли, — и я её совсем не люблю".
В Гринвиче позже Король с гневом накинулся на Кромвеля и тех, кто ввел его в заблуждение относительно красоты невесты.
В течение нескольких оставшихся до венчания дней советники короля искали способ расторгнуть помолвку. Однако, 6 января 1540 года состоялась свадьба короля. Кромвель убедил Генриха, что брак уже практически заключён, и было бы крайне неосмотрительно отправить принцессу назад. Наутро после брачной ночи король во всеуслышание заявил:"Она вовсе не мила и от неё дурно пахнет. Я оставил её такой же, какой она была до того, как я лёг с ней".
Пока Анна Клевская пребывала в Кале, леди Хонор Лайл сообщила в письме к дочери Энн (Анне) Бассетт, что будущая королева «очень благородна и хороша, прислуживать ей будет очень приятно». Энн ничего не оставалось, как верно служить фрейлиной Анне Клевской, несмотря на сложные отношения Анны с королем.
На что Энн Бассетт несколько позже ответила матери: "Благодарю и за добрый материнский совет, который Ваша Светлость дает мне относительно моего пребывания в королевской благосклонности. ... Я знаю, что из всех созданий нет наиболее привязанного к Его Высочеству, чем я, и, следовательно, если я добровольно чем-либо оскорблю его милость, мне будет жаль после этого остаться в живых".

Кэтрин Бассетт сестра Энн Бассет.
Кэтрин Бассетт сестра Энн Бассет.

Некоторое время при дворе Анны Клевской служила и сестра Энн - Кэтрин Бассет, но ее упекли ненадолго в тюрьму за фривольные высказывания во время опалы и "измены королю" их отчима.
К весне 1540 года альянс с Анной Клевской уже утратил актуальность. Герцог Норфолк, воспользовавшись отвращением короля к Анне, способствовал опале Кромвеля, как главного виновника неудачного королевского брака. На место королевы герцог прочил свою юную племянницу, леди Кэтрин Говард, служившую фрейлиной у Анны и пользовавшуюся благосклонностью Генриха. В июне 1540 года Томас Кромвель был арестован по обвинению в государственной измене и отправлен в Тауэр. Анну Клевскую отослали в Ричмонд 24 июня, якобы из-за близившейся эпидемии чумы. В Парламенте спешно решали вопрос о расторжении брака. Формальным поводом для развода послужили документы, касавшиеся первой помолвки Анны с герцогом Лотарингским.
Тогда 6 июля 1540 года герцог Саффолк и епископ Винчестер прибыли к королеве Анне, чтобы убедить её согласиться на аннулирование брака, она безоговорочно уступила всем требованиям. Король, обрадованный покладистостью Анны, в благодарность нарёк её своей «любимой сестрой», назначил ей солидный ежегодный пенсион в четыре тысячи фунтов и пожаловал несколько богатых поместий, в том числе Ричмондский дворец.
После аннулирования брака с Анной Клевской многие при дворе и многочисленные послы опять подумали, что Энн Бассет сможет стать 5-й королевой Англии. Дело в том, что она присутствовала на одном из банкетов среди трех дам, на которых Генрих обращал внимание и с которыми флиртовал.

-8

Французский посол Шарль де Марильяк писал об Энн Бассетт, что она была «достаточно умна, чтобы поступить так же плохо, как другие, если бы захотела».
Но, увы и ах, мысли Генриха были уже заняты другой фрейлиной по имени Кэтрин Говард (Ховард), а Энн присутствовала на том торжестве или по обязанности, или для отвода глаз.

Кэтрин Говард
Кэтрин Говард


Генрих женился на юной Кэтрин Говард. А Энн Бассет убрали с глаз долой, причем и королевы, и короля, и перевели во фрейлины принцессы Марии, дочери Генриха. Горькую участь Кэтрин все знают, ее казнили. Говард проходила в королевах всего полтора года.
И снова в 1542 году, все указывали на кандидатуру Энн Бассет в качестве возможной 6-й жены короля, сразу после того, как королева Кэтрин Говард была приговорена к смертной казни. Однако этого не случилось. Генрих женился на Екатерине Парр. Последняя была на волоске от смерти и под подозрениями Генриха, но сумела выйти сухой из воды и пережить короля. Для детей Генриха VIII Екатерина Парр стала прекрасной мачехой.

На протяжении последних лет жизни король Генрих страдал от серьёзных проблем со здоровьем. Он с трудом передвигался из-за болей в ноге и чрезмерной полноты, его раны постоянно гноились и воспалялись. 28 января 1547 года король Генрих VIII скончался.
После похорон короля Генрих VIII в 1547 году Энн (Анна) Бассет получила материальное пособие на одежду, как фрейлина из свиты Анны Клевской, а также пособие, как служанка короля, а ее сестра Кэтрин Бассет получила материальное пособие на одежду как одна из домочадцев Анны Клевской.

Тем временем Энн Бассет благополучно пребывала уже фрейлиной королевы Марии I Тюдор.
И только после смерти Генриха Энн смогла выйти замуж. 11 июня 1554 года Роберт Суифт сообщил о ее свадьбе с сэром Уолтером Хангерфордом в письме к Фрэнсису Талботу, 5-му графу Шрусбери , что свадьба Энн Бассетт состоялась «в прошлый четверг ... в этот день королева проявила себя очень любезно, повелевая всем весельем и веселым времяпрепровождением ». В браке у Энн и Уолтера по одним сведениям родилось две девочки, которые вскоре умерли, а по другим - брак оставался бездетным.
Энна умерла до 1558 года, в 38 лет. После этого вдовец сэр Уолтер Хангерфорд с разрешения королевы Марии женился на Анне Дормер.
Энн Бассетт оставила след в литературе, ее биография была основой персонажа Нэн Бассетт в романе Кейт Эмерсон «Тайны Тюдоровского двора: Между двумя королевами», а также в романе Э. Найта «Моя леди Гадюка». "

Алена Л.