Сам Толстой не любил романов и всячески подчеркивал, что "Анна Каренина" не роман.
До романа Толстого вышло в свет в 1857 году произведение Гюстава Флобера "Мадам Бовари". Здесь сюжет похож: жена изменяет мужу и за это расплачивается жизнью. Толстой никак не комментировал это совпадение.
До "Анны Карениной" Толстой написал "Азбуку", которая совсем не имела успеха. И хотел написать роман об эпохе Петра Первого, но в итоге бросил эту затею.
Дальше, Толстого поразил случай самоубийства Анны Пироговой, которая бросилась под поезд 4 января 1872 года. Причина такого поступка - месть бросившему ее любовнику.
Задумав роман, Толстой написал основную канву за 14 дней. Издателям нужен был роман и как можно скорей. А Толстому нужны были деньги. Но вот писать по заказу и за деньги он не мог. Работа над романом растянулась на 4 года. В итоге получилась история не просто об измене жены мужу, но гораздо более глубокое произведение.
Читая пояснения Басинского становится понятна та глубина и замысел, которые вложил Толстой в "Анну Каренину". Ведь даже название это не просто так. Он показывает душевные муки Анны. Для нее измена - это преступление. Тогда как для всего общества и высшего света - это совершенно нормально. И даже вызывает одобрение. Особенно связь молодого мужчины с замужней дамой с хорошими манерами и воспитанием. Обычно такие дамы "забрасывают чепец за мельницу" и спокойно живут дальше.
В тему цитата: "Толстой дважды в одном предложении употребляет сочетание "по понятиям". У графини Вронской были свои понятия о женской чести и о том, что необходимо Алеше, чтобы завоевать блестящее положение в петербургском свете. Для этого нужно понравиться сильным мира, прежде всего - императорскому двору. Но сильные мира, и двор здесь не был исключением, смотрели на светский адюльтер не только как на нечто возможное, но и необходимое, без чего жизнь становится скучной. О чем же еще говорить на светских раутах, не о поэзии же Пушкина? Впрочем, сам Пушкин пал жертвой светских и дворцовых интриг, замешанных на женских изменах и сплетнях вокруг них. Об этом автор отрывка "Гости съезжались на дачу***" знал не понаслышке".
Но у Толстого Анна - сложный, противоречивый, яркий и живой персонаж. Поведением и её последним поступком мы видим вообще отношение самого писателя к браку, семье, верности и любви. Толстой и сам страдал в браке, но разорвать этот союз у него и в мыслях не было. Мне кажется, в Анну Каренину он вложил немало своих размышлений на эту тему. Хотя через несколько лет, во время духовного переворота, он уже отречется от этого романа, назвав его "гадостью".
Интересно, что внешность Анны списана с Марии Гартунг - старшей дочери А.С. Пушкина, с которой Лев Николаевич встречался лично. Басинский даёт интересную историческую справку о ней.
Вронский и Каренин показаны как разные, но все же внутренне слабые мужчины, которые боятся реальной жизни и перемен. Каренин до последнего делает вид, что не замечает явной измены своей жены. Вронский готов пожертвовать всем ради Анны, но уже через три месяца жизни с ней он заскучал.
Другие персонажи: княгиня Бетси, Лидия Ивановна и графиня Вронская (у которой нет даже имени!) затеяли светскую "игру": муж, жена, любовник. Обычно такие игры всегда проходили по правилам. Но Анна – "ужасный ребенок", она кругом нарушила эти правила. Что в итоге и привело к трагедии. И эти игры вовсе не плод воображения Толстого, он наблюдал это в обществе.
Я думаю, что произведения, прочитанные им до написания "Анны Карениной" – "Мадам Бовари" Флобера, "Гости съезжались на дачу" Пушкина – и наблюдения за внутренней и внешней жизнью общества родили этот роман. Толстой был гением, он смог уловить тот сюжет, который за внешней простотой будет скрывать глубокий смысл.
Вот и подтверждение моим догадкам.
"Работа романиста, если он не подражатель, состоит в комбинировании разных, известных ему из жизни обстоятельств места, времени и образа действий для выражения своих идей и своего отношения к настоящей или прошедшей действительности. От реалистического романа, каков "Анна Каренина", требуется прежде всего правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни. Догадки и воспоминания о том, откуда взяты эти факты, широко использованные в романе, интересны не только для изучения работы и биографии автора, они дают живое изображение быта, современного роману".
Очень мне понравилось читать такой детальный разбор произведения, написанный с большим интересом и любовью.