Перевод из журнала Metal Hammer UK 1987, № 14, стр. 8-10
Осталось два дня до того, как Iron Maiden отправятся в Германию для записи продолжения "Somewhere In Time". Как было широко разрекламировано, у басиста Стива Харриса в гостиной есть общественный бар "Лошадь и телега" (мы уверены - это такой лондонский сленг). Сегодня он до отказа заполнен техниками, менеджерами и прочими сотрудниками группы.
Metal Hammer тоже был там, выпил пинту-другую горького (пиво не подается) и поговорил с группой об их новом видео "12 Wasted Years". Это визуальное документирование их продвижения от выступлений в пабах, подписания контракта с EMI и постепенного превращения в одну из крупнейших групп мира. Фильм был составлен при содействии единственного оригинального участника, Стива Харриса, а также включает в себя некоторые кадры из его собственных личных архивов. Дэйв Линг загнал Стива, Дэйва Мюррея (гитара) и Брюса Дикинсона (вокал) в угол, чтобы отправиться в путешествие по закоулкам их памяти.
Стив, ты назвал видео "12 Wasted Years", тебе не кажется, что и вашей группе исполняется 12 лет?
Стив: "Это не 12 потраченных впустую лет, но да, когда я вспоминаю, как это было в начале, мне это представляется давним прошлым. Не кажется, что прошло двенадцать лет, пока ты действительно не начнешь думать об этом. Когда ты видишь некоторые старые фотографии и то, как молодо ты выглядишь, тогда ты осознаешь, что, возможно, это действительно было очень давно".
Дэйв Мюррей: "Я присоединился примерно через год после этого, так что для меня это всего лишь "11 Wasted Years".
Итак, давайте вернемся к началу, к первому концерту в The Cart And Horses в Стратфорде, Восточный Лондон.
Стив: "Да. Я не помню точной даты, но я знаю, что это было в мае 76-го. На самом деле группа была сформирована в конце 75-го, так что до конца этого года нам исполняется двенадцать лет".
Дэйв: "Те первые дни в пабах и клубах были очень веселыми. Ты приходишь туда около семи часов и выпиваешь несколько пинт со своими приятелями, и у тебя есть сумка с твоим сценическим снаряжением. Ты идешь в туалет, чтобы переодеться, а там люди, которые мочатся. Сейчас все почти так же, только в сортирах мы уже не переодеваемся".
Итак, чья это была идея выпустить подобное видео на данном этапе вашей карьеры?
Стив: "Мы всегда знали, что хотим снять видео такого рода, и Род (Смоллвуд) предложил это некоторое время назад. Мы согласились, и поэтому, по сути, я просто просмотрел свой старый архив материалов, там их полно (указывает через комнату на стеллаж с видеокассетами). Я сократил его до того, что у нас в итоге вышло. Что я хотел сделать, так это рассказать историю с помощью нескольких интервью, но не слишком многих, а используя отснятый материал, который захотят фанаты. Они хотели бы посмотреть старые кадры, которые они никогда раньше не видели, и там есть только две песни, которые были замечены раньше, "The Trooper" и "Number Of The Beast", из видео "Live After Death". Есть такие вещи, как "Total Eclipse" (вторая сторона сингла "Run To The Hills") и "Charlotte The Harlot" времен выступлений в баре Ruskin Arms, так что это хороший набор".
Интересно, какая у вас самая ранняя запись группы?
Стив: "Черт возьми, у меня есть аудиозаписи, которые относятся прямо к 76-му году, не с первых концертов, а с тех дней, когда мы играли в таких местах, как Bridge House. Они немного странные. Есть версия "Purgatory", которая тогда называлась "Floating", и у нее была немного другая аранжировка. У меня также есть запись моей самой первой группы, Gypsy's Kiss, где мы выступали в Cart And Horses. Возможно, это был наш первый концерт. Есть песня под названием "Endless Pit", которая позже превратилась в "Innocent Exile". Кассеты существуют, но я никогда никому их не ставлю послушать!"
Знаете ли вы о том факте, что в наши дни люди записывают большинство концертов на пленку? Я заметил, что в последнем туре охрана была намного строже.
Стив: "Было много случаев бутлегерства. Полагаю, я немного чертов лицемер, потому что мне нравится коллекционировать бутлеги других групп, если ты фанат хордкора, ты всегда хочешь получить что-то, чего нет у кого-то другого. Но беда в том, что это не очень весело, когда ты платишь двадцать или тридцать фунтов и получаешь кучу дерьма. У нас есть парочка хороших бутлегов, и раз так, я полагаю, мне не следует говорить, что я возражаю... но я вроде как не возражаю (смеется). Что мне не нравится в конце концов, так это то, что ты ничего не контролируешь".
Как ты только что упомянул, один из самых ранних кадров в видео - от Ruskin, когда в группе был Пол Ди'Анно. Вы с ним еще пересекаетесь?
Стив: "Да, я видел его пару месяцев назад, мы все еще поддерживаем связь. Он прислал мне свой последний альбом Battlezone. Клайв (Берр, барабанщик) тоже был на вечеринке, которую мы устраивали здесь на прошлой неделе. На самом деле, есть довольно много людей, с которыми я все еще поддерживаю связь. Дуг Сэмпсон, старый барабанщик, все еще приходит на тусовки, как и наш самый первый гитарист Дэйв Салливан. И еще один бывший барабанщик по имени Рон Ребел. Нет никаких обид."
Как насчет гитариста Денниса Стрэттона, который впоследствии сформировал Lionheart?
Стив: "Как ни странно, я не видел его довольно давно. Я слышал, что он снова играл со своей группой R.D.B., что-то в духе Лютера Вандросса. Я знаю, что он всегда был увлечен The Eagles, но это заходит слишком далеко. К нему тоже нет никакой враждебности".
Люди будут удивлены, что существуют кадры чего-то вроде "Charlotte The Harlot" времен Ruskin.
Стив: "На самом деле у меня есть около часа этих видео, так что смотреть интересно. Звук не так уж плох, учитывая, что это было снято как хоум-видео. Я думаю, это дело рук приятеля Денниса. У меня есть один экземпляр, который очень ценен, если я его потеряю, то это все. Это классные воспоминания. Но была одна вещь, из-за которой мы были расстроены. У Вика (Велла, ранний участник команды техников группы) было несколько черно-белых материалов с тех времен, когда Даг был в группе, и мы хотели использовать это, но его чертовы дети затёрли эту запись. Я был расстроен, на тех кадрах мы мочились на борт грузовика и все такое".
Наряду с песнями есть интервью с некоторыми ключевыми фигурами в истории группы, такими как Нил Кей.
Стив: "Да, Нил занимался Soundhouse Tape, которую мы записали в Spaceward Studios в Кембридже. Мы отправили ему кассету в основном для того, чтобы получить работу, и она попала в метал-чарты. Это было блестяще, потому что это дало нам работу и в другом месте".
Также на видео есть несколько кадров, на которых вы запечатлены в раздевалке Marquee, а также фрагмент фильма из телепрограммы ITV "20th Century Box". Что ты помнишь о концертах в Marquee, и были ли у вас с ними какие-либо проблемы?
Стив: "Да, изначально я много раз пытался получить там работу через своего шурина, потому что он раньше работал в фирме по производству ковров неподалеку. Он знал Джека Барри и пытался устроить нам концерт, но на тот момент не было никакой возможности, даже с демо-записью. Но потом на сцену вышел Род Смоллвуд, и мы получили концерт".
Ты помнишь, как ты впервые встретил Рода?
Стив: "Да. Я поговорил с ним по телефону, и когда он пришел на концерт, мы устроили большую пьянку в пабе и не играли. Я даже не знал, как он выглядит, а он подошел и представился. Это было в пабе под названием "Виндзорский Замок". Второй раз Род появился, когда Пола арестовали, и в итоге мы исполнили инструментальный сет, за исключением последних трех минут. Это было нелепо".
Примерно в то время, когда вы начали играть в Marquee, группа произвела фурор. Оглядываясь назад, думаешь ли ты, что это было оправдано?
Стив: "Хороший вопрос. Да, я думаю, у нас была определенная сумма, это все, что я действительно могу сказать. Даже тогда, я думаю, песни были сильными, и я думаю, что у нас была определенная агрессивность, реальное желание преуспеть, которое бросалось в глаза. Это было действительно нечто совершенно иное, и я думаю, что в какой-то степени у нас это все еще есть. Но в те дни это было действительно похоже на волшебство, зрители были так увлечены этим - я не говорю, что сейчас это не так, - но сейчас все по-другому, потому что это в большем масштабе".
Одна из вещей, которая покорила меня на одном из ранних концертов в Marquee, заключалась в том, что я стоял перед Дэйвом и наблюдал, как сильно он кайфовал от всего этого. Он ни на минуту не переставал улыбаться.
Стив: "Нам это нравилось, и мы до сих пор кайфуем. Вот почему мы хотим сократить количество туров, чтобы по-прежнему наслаждаться ими на все сто процентов, а не только на четырех концертах из пяти. Иногда это трудно в длительном туре".
На видео есть промо-ролик "Women In Uniform" и первое появление группы на Top Of The Pops с "Running Free". Затем, как раз в тот момент, когда все это, казалось, происходило, Пол Ди'Анно ушел, сославшись на музыкальные разногласия и сказав, что у него были свои личные кризисы. Если бы он не уволился, вы бы его уволили?
Стив: "Должен признать, мы думали об этом, но на самом деле не хотели, чтобы он уходил, потому что дела у группы шли хорошо. Я думал, у нас был устоявшийся состав. Он был довольно неуверен в себе, и я не думаю, что он хотел идти до конца, и это создавало проблемы на сцене, потому что иногда ему это нравилось, а иногда нет. Это был очень трудный период для нас, но, в конце концов, мы знали, что если мы не расстанемся с ним, то группа пойдет под откос. На самом деле в этом нет никакой вины, но я просто думаю, что он был глуп по отношению к самому себе, потому что я чувствую, что у него много таланта, и он растрачивал его впустую. Хотя, в некотором смысле, я не думаю, что группе было бы так же хорошо с ним в качестве фронтмена, возможно, мы переросли его, и это было печально, когда он ушел.
Когда Брюс присоединился, его энтузиазм был невероятным, это было то, в чем мы так нуждались, потому что моральный дух группы был низок. Тур после этого (The Beast On The Road, 1982) был просто невероятным, потому что все пять человек хотели выходить на сцену и сделать это".
В дополнение к этому, в видео есть пять песен от Hammersmith Odeon: "Murders In The Rue Morgue", "The Prisoner", "Children Of The Damned", "Total Eclipse" and "Sanctuary". Раз уж эти кадры существовали, почему они никогда раньше не публиковались?
Стив: "Когда мы изначально взялись за это, люди, которым было поручено снимать на видео, должны были явиться на два концерта до Hammersmith, но они этого не сделали. Таким образом, всё оказалось слишком темным. Так что, по сути, мы ни за что не собирались выпускать полуторачасовое видео, потому что это было бы мошенничеством. Но теперь использовать пять песен в качестве архивного материала - это нормально. Я думаю, что это действовало бы людям на нервы - наблюдать за полуторачасовыми кадрами, которые были довольно темными. У нас были споры с EMI по этому поводу".
Брюс, есть интервью с тобой, где ты говоришь о том, что не нужно носить черную кожу, как Пол. И все же в фильме есть кадры, где ты одет в красную рубашку и черный кожаный жилет.
Брюс: "Да ладно?! На самом деле я имел в виду, что не нужно ожидать, что я буду носить точно такую же экипировку, как Пол. Все это я купил в магазине на Кингз-роуд. Эту куртку, которую я надел в "Run To The Hills", я купил, потому что она напомнила мне Робина Гуда, куртку, похожую на ту, что носил шериф Ноттингема. Но в то время Род заставил нас всех надеть белые ботинки, синие джинсы, белую футболку и кожаные куртки. Это произошло потому, что однажды я зашел в офис, и он сказал мне: "Ты выглядишь как чертов техник". Но после "The Number Of The Beast" мы сказали ему забит на это".
Также с 1982 года группа выступает в детском субботнем утреннем шоу Tiswas.
Стив (улыбаясь): "Да. Хорошее развлечение, это программа, которой очень не хватает в наши дни. Они пытались делать такие вещи, как Swap Shop, но ничего реально хорошего не получилось".
Ты вожделел Салли Джеймс и ее ботфорты? Честно?
Стив: "Эм, не совсем. Я думаю, что она довольно привлекательна, но она не из тех, кто мне действительно нравится. Не то что сестры Уилсон, или Кейт Буш, или кто там еще. Я не думал в духе "оу-йе" или что-то в этом роде, но она была действительно милой".
Музыка перемежается интервью с такими людьми, как Дерек Риггс (художник, который придумал Эдди), Дэйв Лайтс (бывший дизайнер и световой техник) и продюсер Мартин Берч. Насколько важен был Дерек в вашей карьере?
Стив: "Очень важен, его творения прекрасны. Кто готов поручиться, что если бы у нас был другой действительно хороший художник, мы бы заполучили того Эдди, что есть сейчас? Я полагаю, это судьба".
Далее следуют несколько кадров концерта в дортмундском Вестфаленхалле в 1983 году, последнего выступления мирового тура Piece Tour. Они были сняты немецким телевидением, но оно не транслировало треки, которые мы видим здесь - "Iron Maiden" и "22 Acacia Avenue".
Стив: "Это был потрясающий концерт. Особенно в "22 Acacia Avenue", когда можно видеть публику. Это был волшебный концерт, он действительно запоминается как один из лучших, которые мы когда-либо делали".
Брюс: "Еще мы там обыграли Def Leppard в футбол. И нас поставили выше, чем Judas Priest, у меня все еще есть постер этого концерта на стене, это был отличный концерт, но телекомпания вырезала "Iron Maiden" из экранизированной версии, потому что они сочли ее слишком жестокой. Для страны, которая начала вторую мировую войну, это немного странно. Но мне нравятся немцы, моя сестра замужем за одним из них, поэтому я оставляю за собой право отпускать немецкие шутки"!
Одной из самых веселых вещей, должно быть, являются кадры, снятые на польской свадьбе. Что за история стоит за этим?
Стив: "Это было блестяще. Род Смоллвуд пляшет, мы не могли не вставить этот фрагмент. Мы были в баре отеля, пили допоздна, мы уже были пьяны, когда пришли туда, и несколько пьяных парней были в вестибюле, и мы разговорились. Они пригласили нас войти, но мы не знали, что это свадьба. Там играла одна группа, и в итоге мы джемовали с ними в нескольких песнях".
Также примечательны некоторые кадры, снятые в Будокане в Токио во время последнего тура. Есть несколько дурацких роликов, где группа дает интервью японским музыкальным журналистам. Один из них даже имеет наглость спросить Брюса, чему он уделяет больше времени - фехтованию или пению.
Есть также специальный выпуск немецкого телевидения, в котором группа обменивается своими инструментами между собой в приступе беззастенчивого дурачества. Брюс и Нико взяли на себя гитары, а Стив - вокал, в то время как озадаченные техники с тревогой наблюдали за происходящим.
Стив: "Это вышло в прямой эфир, и они ничего не могли с этим поделать. Мы репетировали всё серьезно, но это было так чертовски скучно, что мы решили немного подурачиться".
Брюс: "Какой же они были невеселой компанией, но как только мы начали валять дурака, они напали на нас как психи. Это совершенно вышло из-под контроля, но у нас было много проблем с тем, чтобы убедить Адриана. Он чувствовал, что это может серьезно повредить нашему имиджу и положению, но мы просто сказали: "Чушь собачья!"
Видео заканчивается песней "The Trooper" из шоу на Лонг-Бич. Для меня это было тогда, когда группа действительно начала выглядеть так, как будто вы сделали это в массовом масштабе.
Брюс: "Тур "Powerslave"? Да, я думаю, что это тоже было для меня. Этот тур определенно был тем, где я почувствовал, придя вечером на концерт "Теперь я настоящий профессиональный вокалист", я действительно почувствовал, что начинаю осваиваться. Серьезно. Мы были все еще зелеными во время тура "Piece Of Mind". Тур "Powerslave" был первым, где мы везде были хедлайнерами, и это был первый раз, когда мы начали действовать решительно и были полностью уверены в себе".
Дэйв: "Весь этот египетский сет выглядел действительно круто. Было действительно приятно просто болтаться на сцене перед шоу".
Вы когда-нибудь предвкушали тот день, когда сможете отказаться от реквизита?
Брюс: "Было бы неплохо, я уверен, что наши бухгалтеры были бы рады, если бы мы это сделали. Но если вы не собираетесь снизить цены на билеты вдвое, люди будут оборачиваться и говорить: "А как же монстры и вращающиеся ножи?" Конечно, что касается нового тура, я действительно взволнован. Этот тур может стать для нас настоящим переломным моментом. На "Somewhere In Time", мы зашли так далеко, как это возможно".
Беседовал: Дэйв Линг