Найти тему
не филолог

«Волшебники», Лев Гроссман: Нарния для взрослых

Оглавление

Кто из нас никогда не мечтал о Нарнии или — на худой конец — о Хогвартсе? Знаете, вот эта классическая боль старшеклассника: приходится зубрить теоремы по геометрии и воевать с учителями за оценки, когда твои книжные сверстники зубрят рецепты волшебных зелий и воюют с мировым злом. Им, конечно же, повезло.

Или нет?

Spoiler alert!

Квентин Колдуотер, чрезмерно склонный к рефлексии и оттого унылый тинейджер, — идеальный для самореференции персонаж. Он обладает всеми необходимыми пререквизитами для избранности: умнее среднестатистического, застрял в детстве и хочет верить в сказки, социально неустроен в реальности, не нужен родителям.

Такой герой, конечно, не думая, хватается за первую же возможность убежать из дома — то, о чем грезят тысячи подростков, но на что решаются от силы полтора. Выпавшая из подаренной незнакомкой тетради бумажка приводит Квентина в мир волшебства, в настоящую магическую академию, несомненно элитную, принимающую в год ровно 20 учеников, не больше и не меньше. Квентин для приличия испытывает проблемы с вступительным экзаменом, но в последний момент могущественная сила, сокрытая в нем, высвобождается, и мрачный подросток, любящий фокусы, поражает собравшихся преподавателей настоящим колдовством. Это — момент его безмерного торжества, дань уважения всем избранным и (немножко) отчаявшимся.

Здесь автор ставит размашистый росчерк и закрывает первую сюжетную арку — прощай, мир скучной очевидности, здравствуй, мир веселой магии!

Или нет?

Судя по кадрам из сериала, Квентину под 30, но на самом деле 17
Судя по кадрам из сериала, Квентину под 30, но на самом деле 17

Тройственность магической реальности

Магия в «Волшебниках» вообще не веселая.

Не по-ведьмачески непременно суровая и требующая больших жертв, но и не как у крестной-феи, дающаяся по праву рождения и мановению волшебной палочки. Нам показывают несколько разных подходов к колдовству — и каждый из них выглядит правдивым.

Есть, например, академическая магия. Та, которую преподают в школе и которой занимаются учителя. Она требует долгой и напряженной зубрежки древних языков, запоминания всевозможных условий и допущений, строго выверенных движений пальцами, максимального самоконтроля, по ней обязательно нужно сдать экзамен — иначе какой из тебя волшебник? Получив академическое магическое образование, ты открываешь доступ к карьерной лестнице. Все как в жизни, только начальная ступенька чуть повыше — и школьное коммьюнити всегда маячит за твоей спиной, готовое поддержать.

Ей противостоит магия выстраданного одиночества. Мы видим ее одним глазком в замочную скважину — дверь всегда остается закрытой. В мире символизма это колдовство наиболее сурово. Оно требует отказаться от условности человечности — изменить свою природу и сущность, хотя бы на максимально буквальном уровне: студенты получают недолгий доступ к таинствам одиночества только превратившись в гусей и утратив способность говорить. На мой взгляд, главную отличительную способность человека.

В мире «Волшебников» магия одиночества, пожалуй, сильнее прочих. В первом томе она открывается всего трем персонажам:

— профессор Маяковский вынужденно отказывается от социальности, отдаляется от людей и получает взамен способность обращать вспять энтропию;

— Мартин Четуин сбегает от человечества, вымарывает человека из себя, и обретает силы локального бога, а вместе с ними — доступ к путешествиям между мирами;

— Квентин Колдуотер эмоционально высушивает себя, но в образовавшейся пустоте находит силы прыгнуть выше головы.

Конечно, есть магия путешествия между реальностями. Ее нам показывают в двух ипостасях: как вещь-в-себе, необъяснимую и берущую начало в природе самого колдуна, и как технологию, которую возможно «загрузить» на некоторый носитель и использовать независимо от собственных талантов и способностей. Этим она отличается от прочих типов волшебства — так же, как сила Железного Человека отличается от силы Халка.

Костюм Старка — такой же носитель магии, как и пуговица Четуинов
Костюм Старка — такой же носитель магии, как и пуговица Четуинов

Наконец, есть магия реальности — для тех, кому больше ничего не осталось. Она упоительна, разрушительна и маняща. И волшебна полным отсутствием волшебства, поэтому добавлена в этот короткий перечень скорее ради красного словца и чтобы не останавливаться на списке из трех пунктов.

При детальном рассмотрении и анализе можно, разумеется, выделить еще пару-тройку типов, может, еще с десяток подтипов колдовства, но мы же тут не препарируем ткань бытия и не пытаемся разложить все по полочкам, верно?

Главный месседж и take-home очень прост: мир «Волшебников» удобен тем, что создает безграничные возможности выбора и находит место в магии даже для тех, кто вообще не имеет к ней отношения. Это же чистой воды сказка!

Или нет?

-4

Деконструкция магической реальности

К счастью, нет, не сказка. История, рассказанная Гроссманом, так же далека от классики подросткового фэнтези, как и близка к ней. За привычными сюжетами и магическими искрами от взмаха руки кроются отнюдь не детские повороты.

Деконструкция жанра здесь производится на трех уровнях — формальном, мировом и персонажном.

Формальный уровень

Мы привыкли к тому, что книжка в жанре фэнтези за раз рассказывает об одном приключении. Берется некоторый промежуток времени — обычно, достаточно небольшой, — и в рамках этого диапазона последовательно описываются наиболее значимые события, проговаривается их взаимосвязь, постепенно раскрываются детали. Например, Гарри Поттер всегда приезжает в Хогвартс на учебный год, за это время успевает столкнуться с несправедливостью, пообщаться с друзьями, побороться с Волан-де-Мортом — и все эти дела либо переплетены между собой, либо проскальзываются и пропускаются автором, упоминаясь пост-фактум. Ребята из «Хроник Нарнии» также попадают в дивный мир на некоторое время, успевают найти новых друзей, победить злодея и вернуться домой — это достаточно строгая фабула, всегда сохраняющая форму. То же самое происходит в книгах Пратчетта, Сапковского, Желязны и так далее.

Лев Гроссман кладет большой и капитальный на принятую традицию и радикально смещает акценты. Почти вся книга посвящена событиям, которые к главному формальному конфликту — между героем и злодеем — вообще не имеют отношения. Враг впервые упоминается в 8 главе (в моей электронке это примерно 190-я страница) — и после этого про него забывают едва ли не до конца книги. Окей, не совсем забывают, он иногда мелькает в разговорах, но не более того. Никто не пытается найти и покарать негодяя, никто не замалчивает его имя — он просто никого не колышет. Всем как будто абсолютно пофиг на то, что кто-то когда-то сожрал девчонку с потока, мы-то, как говорится, дальше живем.

Очень сложная отсылка к «Мастеру и Маргарите» через «Житие Брайана по Монти Пайтону»
Очень сложная отсылка к «Мастеру и Маргарите» через «Житие Брайана по Монти Пайтону»

И эта заповедь соблюдается неукоснительно: условные 80% текста герои действительно просто живут. Тусуются, пытаются делать диплом, пьют, влюбляются и изменяют друг другу, снова пьют, сдают экзамены, ввязываются в сомнительные авантюры и шляются по барам. Сибаритствуют и декадентствуют. Благо, магическое сообщество все шалости оплатит.

Уровень мира

Наверное, лучшая часть книги. Первая ассоциация — новая версия «Песни льда и пламени», адаптированная для детей. Вроде, никакой ярко выписанной кровищи и совсем уж детализированных сексуальных сцен, но при этом постоянное и непрерывное ощущение мрачности и безысходности, не покидающее даже тогда, когда у героев все хорошо.

Примерно как в этой сцене
Примерно как в этой сцене

Посвящение в мир волшебства, а затем и в мир сказочных книжных реальностей читатель проходит вместе с героями. Мы впервые приоткрываем дверь в тайну, когда Квентин попадает в академию, вместе с ним проникаемся вдохновением новоиспеченного мага, усердно продираемся сквозь страницы и годы обучения, разочаровываемся в жизни и во вселенной, пробиваемся в детские мечты, отрекаемся от себя, взрослеем и впадаем в детство.

Гроссман работает на контрасте: школьники у него пьют, курят и шляются по клубам, а взрослые ведут примерный образ жизни, воплощение мечты оборачивается катастрофой, а диснеевская сказка — сущим кошмаром. Половину книги ты просто наслаждаешься атмосферой, но стоит только расслабиться и отдаться течению, как из-под воды выскакивает чертов аллигатор и ты просто не понимаешь, что вообще происходит, почему оно происходит именно так и насколько же больная фантазия породила этот сюжет.

Аллигатор (кродеться)
Аллигатор (кродеться)

Уровень персонажей

В классическом фэнтези персонажей обычно волнуют более-менее возвышенные идеалы, нередко — философские вопросы мирового значения, что-нибудь о борьбе добра со злом, о вселенской справедливости, о космическом разуме и т.д. Персонажи «Волшебников» по большей части не из этой категории.

Они эгоистичны, приземленны и материалистичны, местами даже ублюдочны. Все как один бегут либо от чего-то либо к чему-то — часто готовы подраться или наступить друг другу на горло, чтобы достичь желаемого. Этакая компашка избалованной золотой молодежи, уверенная в себе настолько, что сама смерть их не берет. Даже вместе их, наверное, держит не столько дружба (друзей не предают ради секса), а общее ощущение избранности в кругу избранных.

Они патологически не умеют думать о последствиях — хотя, казалось бы, вся книга посвящена тому, что любое действие порождает противодействие. Отвечайте, черт возьми, за свои поступки — ничто не проходит бесследно! Но в итоге жизнь этой великолепной компашки все равно посвящена удовлетворению минутных потребностей — либо самокопаниям.

В последнем особо преуспевает, конечно, Квентин. Внешний мир значит для этого парня настолько мало, что его реакция на появление Врага — по вине самого Квентина — ограничивается буквально одной косвенной фразой:

Он не знал еще, что Аманда Орлов мертва: Враг ее съел живьем.

Квентин — апостол бегства и внутренней неустроенности. И если жизненное кредо пратчеттовского Ринсвинда описывалось девизом «Я бегу, следовательно, я существую», то кредо Квентина — «Я бегу, потому что не хочу существовать, но не умею это прекратить». И в этом персонаже так легко узнать себя...

Бежим на месте с Квентином
Бежим на месте с Квентином

Сначала Квентин отчаянно убегает от реальности в фантазию. Потом — из фантазии в фантазию помощнее. Следом — обратно, из фантазии в реальность. И вновь по кругу. Тут, конечно, можно покачать головой и сказать: ну все ж понятно, парень бежит от себя самого, это метафора, аллегория, гипербола и софизм. Здорово, конечно, но есть одна проблема: эта постоянная беготня — единственное авторское допущение, не приводящее к реальным последствиям. Гроссман как будто перечеркивает всю мораль книги и говорит: а знаете, пацаны, в целом, всегда можно сделать шаг назад и вернуться к тепленькому насиженному местечку. Даже если перед этим самолично отрекся от него и сжег все мосты.

Вот этот последний тезис — очевидный заброс удочки на продолжение книги в серии — ощущается ложкой дегтя в огромной бочке меда. И, если честно, проглотить ее в середине не составило бы труда, но послевкусие всегда остается от той самой последней ложечки.

Итого

9/10 — чисто за концовку минус балл.