Найти в Дзене
Невероятные Механизмы

Зачем транспортным средствам мешки с газом на крыше?

Автомобили на дровах и свечном газу были не единственным ответом на ограниченные запасы бензина во время Первой и Второй мировых войн. Еще более громоздкой альтернативой были автомобили с «газовым мешком». Глядя на снимки можно предположить, что идет перевозка мебели или негабаритного груза. Но нет, на крыше – топливный бак автомобиля, баллон, наполненный несжатым газом.

Автомобили с «газовыми мешками» получили распространение во время Первой мировой войны и (особенно) Второй мировой войны практически по всей Европе: во Франции, Нидерландах, Германии и Англии как импровизированное решение проблемы нехватки бензина. Помимо легковых автомобилей, этой технологией также были оснащены автобусы и грузовики. Транспортные средства потребляли «городской газ» или «уличный газ»: побочный продукт процесса превращения угля в кокс (который в дальнейшем шел для производство железа).

-2

Сегодня транспортные средства, работающие на компримированном природном газе (КПГ) или сжиженном нефтяном газе (СНГ), вполне практичны. Топливный бак у таких авто должен быть примерно в два раза больше, чем бензиновый топливный бак, чтобы получить такой же запас хода. Но топливо, используемое для транспортных средств с газовыми баллонами во время мировых войн, не было сжатым и имело гораздо более низкую плотность энергии, чем СНГ или КПГ. Для замены бензина требовалось много кубометров газа.

-3

Единственным способом получить хоть какую-то практическую дальность полета было использование очень большого «топливного бака». Автобусы для этого подходили лучше, чем автомобили — у них на багажнике на крыше имелся полноразмерный газовый баллон. Он мог быть заключен в обтекатель, но чаще всего такого не было.

-4

Частные автомобили оснащались деревянным каркасом, который крепился к крыше и усиленным бамперам автомобиля. Трудно было не заметить проезжающий мимо автомобиль с газовым баллоном.

Голландский старожил имел мешок для хранения газа объемом 13 кубических метров, которые давали ему запас хода примерно 50 км. Аэродинамика автомобилей с газовыми баллонами была катастрофической, поэтому экономия топлива была далека от оптимальной.
Голландский старожил имел мешок для хранения газа объемом 13 кубических метров, которые давали ему запас хода примерно 50 км. Аэродинамика автомобилей с газовыми баллонами была катастрофической, поэтому экономия топлива была далека от оптимальной.

Свидетели проезжающего мимо автомобиля могли легко увидеть, сколько осталось топлива: газовый баллон был полностью надут в начале поездки и сдувался с каждым пройденным километром.

-6

Мешки для хранения газа были сделаны из шелка или других тканей, пропитанных резиной (одним из производителей был Zodiac). Эти мешки были намного дешевле и проще в изготовлении, чем металлические баки. Их можно было отремонтировать так же, как, например, велосипедные шины. Баллон крепился к крыше с помощью колец и ремней. Некоторые автомобили с газовыми мешками могли работать как на газе, так и на бензине. Переключением между двумя вариантами можно было управлять из салона.

-7

Автомобили с газовыми баллонами имели свои «риски эксплуатации». Одним из очевидных был пожар, который мог вызвать взрыв газа. В результате людей, ожидающих автобус, призывали не курить. Еще одним риском были мосты и другие препятствия над головой. Водителю нужно было знать точную высоту своего автомобиля и мостов, под которыми он планировал проехать. Слишком высокая скорость тоже не лучшая идея. Было рекомендовано не превышать скорость 50 км/ч не только для сохранения приличной дальности полета, но и для того, чтобы топливный бак не слетел с машины.

 На фото как минимум шесть работающих автобусов с газовыми баллонами в Шаване («Сэнди Бэй»), Шаньдун, Китай, в 1965 году.
На фото как минимум шесть работающих автобусов с газовыми баллонами в Шаване («Сэнди Бэй»), Шаньдун, Китай, в 1965 году.

Автобусы с газовыми мешками все еще можно было увидеть в Китае в 1990-х годах , особенно в муниципалитете Чунцин, где они работали дешевым вариантом общественного транспорта.

Видео с Yuotube-канала British Movietone

Фото из открытых источников сети Интернет

Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк, комментируй материалы и подписывайся на канал. Это сейчас очень актуально для существования "НМ". Спасибо, что ты с нами!