Со времени распада "золотого" состава Pink Floyd прошло уже (боже ж ты мой!) 40 лет, однако наследие, оставленное музыкантами группы - мощное, полнокровное, наполненное звуками и смыслами, думается, будет держать своей силой еще не одно поколение.
Закат классического состава, (того, с которым были записаны все важнейшие альбомы не только для Pink Floyd, но и для всей музыки в целом) по сути, произошел после записи The Wall, к 1980-му году.
Конечно, после этого был еще Final Cut 1983-го года, и он, безусловно, заслуживает внимания, но давайте говорить откровенно - это не Dark Side Of The Moon и не Whish You Where Here. Ни по глобальности, ни по значимости Final Cut до них не дотягивает. Да к тому же, в его записи уже не принимал участия Рик Райт, а кто бы что ни говорил, Рик - это неотъемлемая часть звучания «тех самых Pink Floyd» - достаточно вспомнить его эпичные подклады и соло в Shine on Your Crazy Dimond или его аналоговую вакханалию в On The Run.
Итак, на дворе 1979-й год, мир потрясает выход «Стены», а в Pink Floyd уже происходят изменения несовместимые с жизнью группы. Позже, в прессе появится версия о «тотальном творческом диктате Уотерса», и подавлении других участников коллектива.
Думается, что выставлять Уотерса этаким властным монстром, виноватым в распаде группы, не совсем корректно. Каждый из участников - гений, у каждого свой тяжелый характер и свои понимания того, "как надо".
У каждого бывают творческие взлеты и затишья. У Уотерса как раз был творческий взлет - идеи лились как из рога изобилия, и здесь он вошел в противофазу с остальными членами команды, у которых явно скорость появления новых идей, да и их качество, в тот момент не могли сравниться с уотерсовскими. Нельзя сказать, что этих идей не было, они были, но их музыканты предпочитали выражать в сольном творчестве.
Дэвид Гилмор выпустил в 1978-м году свой сольник, который назвал просто своим именем. Особого успеха этот релиз не снискал, однако, одну из идей, которую Дэвид не использовал на своем альбоме, он принес в Pink Floyd, где c "диктатором" Уотерсом она воплотилась вскоре в песню Comfortably Numb, - одну из мощнейших композиций The Wall, с пронзительным соло и голосами обоих гениев.
Кстати, про альбомы «гилморовского периода» тот же Рик Райт говорил, что "эти альбомы совсем не пинкфлойдовские, именно потому, что там не хватало тех самых революционных идей Роджера".
Сам Рик Райт, так же как и Гилмор выпустил свой сольник в том же 1978-м году. Назывался он Wet Dream (Влажный сон), был по большей части инструментальным, и, как и в случае с сольником Гилмора, особого успеха не имел.
Уотерс же полностью сосредоточился на Pink Floyd и первый сольный альбом выпустил уже после ухода из группы.
Откатав тур в поддержку стены, и кое-как дотянув до 1983-го года, группа вошла в творческое пике, с конфликтами, судами и прочим, Уотерс ушел, и, от группы осталась по сути лишь половина, которая, естественно не смогла бы тянуть такой паровоз как Pink Floyd.
Потом были судебные тяжбы Уотерса с Гилмором, "эра Гилмора в Pink Floyd", прощальный реуньон 2005-го, смерть Баррета с Райтом, и много еще чего, пока Гилмором не была поставлена точка после выхода альбома Endless River: "Pink Floyd закончился".
Но группы такого масштаба как Pink Floyd прото так не заканчиваются.
Каждый из участников команды сделал свой "филиал Pink Floyd". И каждый из этих филиалов заблистал своими гранями.
Уотерс стал гастролировать с глобальным шоу The Wall, при этом постановка отличалась от классической пинкфлойдовской, но сохраняла основные элементы - в первую очередь, разрушающуюся стену в конце.
Шоу Уотерса - единственное, где можно было услышать в оригинале Another Break in the Wall, при этом все части вместе. Гилмор это сыграть, по понятным причинам, не мог.
Шоу Уотерса - великолепное, передающее атмосферу "тех самых Pink Floyd", а если учесть, что Роджер исполнял не только The Wall но, так же, и классический репертуар, это шоу остается единственным и уникальным.
Дэвид Гилмор продолжил делать свое шоу, где помимо классического наследия, исполнял репертуар "недоступный Уотерсу" - песни с последних альбомов группы и со своих сольников. Противостояние двух гениев заметно даже в превалирующем на сцене свете. У Уотерса - он красный, а у Гилмора - синий.
Но самое забавное во всей этой ситуации, что как бы не расходились пути Гилмора и Уотерса, они заставляют музыкантов играть партии своего визави практически нота в ноту, а Гилмор подбирает второго исполнителя в Comfortably Numb даже портретно похожего а Уотерса.
Впрочем Гилмор, впоследствии, появлялся и на шоу Уотерса, а потом появления на публике двух "заклятых друзей" стали еще более частыми. И даже проявлялись в неожиданном дуэте (кто бы это мог предположить в 80-х!).
"Им никак друг без друга".
Последний из здравствующих ныне членов Pink Floyd барабанщик Ник Мэйсон так же сделал свое шоу - Nick Mason's Saucerful of Secrets ("Блюдце с секретами" - второй альбом группы).
Он нашел отличное и оригинальное решение - стал исполнять песни группы еще периода Сида Баррета и периода до Dark Side of the Moon. Надо сказать, что получилось это у него очень здорово, со всей присущей этому психоделией и саундом. Атмосфера создаваемая на сцене Мэйсоном сотоварищи передает дух той самой эпохи, и для поклонников Pink Floyd это стало редкой возможностью услышать вживую See Amily Play или Arnold Lane.
Ну, и как же обойтись без "заклятых друзей". На концертах Ника Мэйсона появлялся и Роджер Уотерс. Да это ж просто праздник какой-то!
Pink Floyd сейчас это как далекая погасшая звезда, свет от которой до сих пор достигает каждого, и дает возможность видеть ответы на многие вопросы. А благодаря осколкам этой звезды, в эфире одновременно вибрирует музыка разных ее реинкарнаций.
Жаль, что таких групп больше не делают.
Какая из реинкарнаций Pink Floyd ближе вам?
Оставляйте свои мысли в комментариях.
И да, не забудьте подписаться на канал.
Обнял,
АК