Найти тему
Позитивная старость

Классика скучна. Нужно ли что-то пересмотреть в составе школьной литературы?

Рубрика Вопрос-Ответ.

Спрашивает Виктория Наумова: Классика скучна. Нужно ли что-то пересмотреть в составе школьной литературы?
И добавляет своё пояснение к вопросу: - принуждение к работе с такими скучными произведениями только отвращает школьника от чтения чего бы то ни было вообще.

Отвечает Артур Шабашов.

Вы не обратили внимание? В литературных сообществах Кью почти исчезли "посты". Пост - это форма текста, где автор стремиться выразить свою самостоятельную мысль. У большинства членов литературных посиделок нет ни одного поста. Самой распространённой формой текстов является вопрос-ответ.

Как это истолковать?

Я склоняюсь к такому объяснению.

  • Первое. Люди чрезвычайно мало размышляют. Нет навыка. И нет мыслей. Рассуждение перестало быть стилем общения. Традиционный литературный разговор заменяется или на формулирование вопросов, или на написание ответов. Это является упрощённым вариантом общения.
  • Второе. Отсутствует навык письма. Написать вопрос из одного предложения - это предел. Дальше никто не рискует.

Теперь зададимся вопросом - почему катастрофически низка письменная культура?

Мой ответ таков. "Скучные" (по вашему определению) тексты, где нет действия, где присутствуют описания чего-либо, где подробно излагается какая-то мысль, оказываются не в фаворе. Виссарион Белинский из XIX века заставляет мамаш своих чад ругать русскую литературу последними словами. Те места в Гоголе, где есть пространная ода "Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться", они пропускают. Там нет действия.

Дальше - больше. Блока называют пьяницей, Тургенева - сифилитиком.

И готово! Оказывается, вас интересуют только комиксы.

В принципе, не возражаю. Но вы же пытаетесь ещё и говорить! Или писать!! Говоря "Вы", я имею в виду обобщённого противника классической литературы, а не вас лично.

А тут возникает проблема. Вы не в состоянии сформулировать ни одной мысли. Речь не развита, словарного запаса нет. Вот и встречаем мы повсеместно в комментариях строчки с одними междометиями, да с бранью. Некоторые выходят из положения, шпаря ответы прямо из "Википедии".

Человеку же очень хочется пообщаться - во все времена. Но уменья общаться не сформировано. Ни на литературных уроках в школе, ни в семье.

Подытожу. Литература рассудительного жанра развивает в детях, незаметно для них (подчеркну это - незаметно, исподволь), способность пользоваться русским языком. В этом её главная задача - развивать, а не развлекать. Кроме классической литературы положиться здесь не на что.