Найти тему
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - какие есть доказательства существования Бога и, если Он есть, то какой?

Христос-Учитель
Христос-Учитель

Часть II

С И М В О Л В Е Р Ы

Теперь давайте обобщим и систематизируем наши знания о христианстве.

В любой области знаний существует некий свод принципиальных положений и законов, которые образуют основу или каркас той или иной науки. Вспомним хотя бы периодическую таблицу элементов в химии.

В христианстве таким сводом «догматов», то есть положений, которые являются вашими убеждениями, если вы считаете себя христианином, является Символ Веры.

В этом плане христианство очень дидактично, что немаловажно для нас, учителей. Мы ведь тоже, преподавая любой предмет, стремимся сформировать у учеников систему «опорных понятий», без знания которых невозможен успешный процесс обучения. Поэтому на стенах наших классов и развешены стенды и плакаты с основными определениями и законами, которые составляют ядро понятийного багажа учеников.

В отличие от научных положений, которые достаточно быстро устаревают и сменяют друг друга, христианский Символ Веры просто уникален своим постоянством. Он был сформулирован на первых двух Вселенских соборах (съездов глав христианских церквей), развился в плане понимания его отдельных положений на пяти последующих, и с тех пор, начиная с 8-го века, является незыблемой основой вероучения христиан всего мира. Это тем более поразительно, что христианская Церковь за эти тринадцать веков последующего развития претерпела два мучительных раскола (на православие, католичество и протестантство), которые, однако, практически не затронули ее догматическую основу.

Это говорит о сверхрациональной природе Символа Веры. То есть, будучи исторически выработанным в жарких, порой драматических дискуссиях, дискуссиях, которые и сейчас соблазняют своей ожесточенностью (как могли христиане буквально терроризировать друг друга по поводу отвлеченных «недоказуемых» положений?!), Символ Веры является отражением трансцендентных истин. Эти истины остаются неизменными в течение веков и являются реальной основой единения христиан всего мира.

Однако эти истины давались христианскому сознанию по мере его развития и формулировались отцами Церкви (наиболее авторитетными ее учителями) в ожесточенной, порой, кровавой борьбе со всякого рода уклонами и ересями. Жестокий парадокс земного бытия: ложь очень часто легко и безболезненно принимается людьми, а истина рождается и утверждается в страшных мучениях, но зато, укрепившись, будет стоять «до скончания века».

Это в полной мере относится к собранию христианских истин – Символу Веры, к разбору которого мы и переходим.

Но вначале хочу обратиться к вам, коллеги, с некоей «методологической установкой». Подобное предложение я делаю и своим ученикам.

Если вы не считаете себя христианином, принадлежите к другой религии или просто равнодушны к какой бы то ни было вере, то нижеследующий разбор может быть полезен вам в плане прояснения и соотнесения «ценностей». Хотя бы даже от противного. Если вы христианин, то «осмысление ценностей» веры является порой необходимым условием духовного развития, когда человек пытается сформулировать ответ на вопрос: «Во что же я все-таки верю?»

В любом случае пусть это послужит своеобразной «инвентаризацией» ценностей и положений веры. Самоопределение человека в этой области является важнейшей качественной характеристикой его личности, как и неспособность ответить на вопрос: «Во что ты веришь?» - говорит о духовной неразвитости.

И еще одно предварительное замечание. Символ Веры в православной Церкви исполняется (поется) всеми верующими во время Литургии на церковно-славянском языке. Мы его сначала так и приведем, а когда начнем разбирать его «по членам», будем использовать для удобства современный русский язык.

Символ Веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых,

И жизни будущаго века. Аминь.

Весь Символ Веры состоит из 12-ти частей, так называемых «членов», к последовательному рассмотрению которых мы и переходим.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

В самой первой строчке Символа Веры провозглашается вера в Бога как Создателя и Правителя всего сущего, всего окружающего мира, как доступного зрению и восприятию остальными чувствами, так и недоступного им.

Однако сразу встает вопрос: на чем основана подобная вера, какие существуют «доказательства» существования Бога, подкрепляющие веру в Него?

Ведь само существование Священного Писания – Библии, где провозглашается существование Бога и повествуется о Его деяниях, ничего не может доказать неверующему уму. Библия – «доказательный» авторитет для людей уже верующих, для остальных – она просто сборник мифов, подобных, скажем, древнегреческим, плод фантазий человеческого воображения, и априори вера в единого Бога ничем не предпочтительнее веры, скажем, в Зевса, Аида, Посейдона и остальных олимпийских богов.

Так можно ли говорить о небиблейских доказательствах существования Бога?

Вы знаете, коллеги, сама Библия, как это ни удивительно, подтверждает существование естественнонаучных и философских доказательств существования Бога:

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (людей), потому что Бог явил им;

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Рим. 1. 19-20).

Итак, что же за доводы в пользу существования Бога вытекают при «рассматривании творений»?

Первое такое доказательство можно назвать космологическим или доводом «причины и следствия».

Как любое здание неопровержимо свидетельствует о наличии архитектора, который его спроектировал, так и существование окружающего мира говорит о существовании его «Архитектора».

Никому не придет в голову, глядя на стоящие на столе часы, сказать, что они возникли сами по себе и что сложное сцепление всех его винтиков и колесиков есть результат случайной игры природных сил. Но окружающий нас мир гораздо сложнее часов, и процессы в нем происходящие, гораздо точнее «подогнаны» друг к другу, чем шестеренки часового механизма.

К примеру, если бы выделение солнечной энергии увеличилось всего на несколько делений процента, температура на земле поднялась бы настолько, что ледники в горах и ледяные шапки на полюсах растаяли и подняли уровень воды в океанах, затопив все пригодные для человеческой жизни участки суши. Но с другой стороны, если бы температура солнца понизилась на несколько градусов, континенты покрылись бы ледниками и стали непригодны для жизни.

Идеальная температура солнца – это чистая случайность?

Тогда нужно перечислить еще не один десяток космологических «случайностей», обеспечивающих существование жизни на Земле. К примеру, идеальное расстояние от Солнца до Земли (на Венере слишком жарко, на Марсе слишком холодно), идеальный наклон земной оси в 23,5 градуса, чтобы она могла избежать катастрофической смены льда и наводнений, жары и леденящего холода. Далее, идеальная толщина слоя озона, которая нужна для фильтрования смертоносных космических излучений; идеальный состав земной атмосферы с нужной пропорцией кислорода и т. д.

Вот как американский ученый, бывший председателем Нью-Йоркской Академии наук, А.Крессм Моррисон пишет об этом:

«Склон земли равен 23 градуса. Отсюда возникают времена года. Если бы склон земли был иным, испарения от океана двигались бы вперед и назад, и на юг, и на север, нагромождая целые континенты льда. Если бы луна вместо ее нынешней дистанции, была удалена от земли на 50 000 миль, наши приливы и отливы приняли бы столь грандиозные масштабы, что все континенты оказывались бы под водою дважды в сутки. В результате вскоре были бы смыты и сами горы. Если бы земная кора была бы сравнительно толще, чем сейчас, на поверхности не было бы достаточно кислорода, и все живое было бы обречено на гибель. Если бы океан был сравнительно глубже, углекислота поглотила бы весь кислород, и все живое опять-таки погибло бы. Если бы атмосфера, окутывающая земной шар, была немного тоньше, то метеоры, миллионы которых сгорают в ней ежедневно, падая на землю, падали бы на нее в целом виде и вызывали бы неисчислимые пожары повсюду.

Эти и бесчисленное множество других примеров свидетельствуют, что для случайного возникновения жизни на земле нет и одного шанса из множества миллионов».[1]

Да, не слишком ли много «идеальных случайностей»? Не проще ли, даже исходя из законов логики и здравого смысла, предположить, что, как у часов был мастер, который их собрал и запустил, так и за существованием бесконечно более сложной вселенной, солнечной системы и земли скрывается неизмеримый по мудрости «Мастер», создавший, «подогнавший» и «запустивший» Вселенную точнее самых современных часов? А сводить все к последствиям «Большого взрыва» так же нелепо, как верить в то, что в результате взрыва на свалке металлолома сам собой сложится «Боинг – 737», как остроумно заметил один американский ученый.

А эти слова не кого-нибудь, а самого Ч. Дарвина перечеркивают созданную на его плечах атеистическую теорию происхождения мира: «Невозможность вообразить, что эта дивная вселенная возникла случайно, кажется мне самым веским доводом в пользу существования Бога».[2]

Следующий довод в эту пользу можно назвать телеологическим или доводом цели.

Все в этом мире чему-то предназначено. Минеральные вещества являются строительным материалом для растений, которые служат лабораторией по производству кислорода и одновременно являются основной пищей животных, которых, в свою очередь, использует для своих нужд человек.

В зародыше женского пола развиваются в утробе матери молочные железы, которые будут нужны только через 15-20 лет. Пчелы и другие насекомые выполняют предназначенную им функцию опыления. Многие растения просто неспособны к размножению без этой «услуги» насекомых. Так кто их предназначил друг для друга? Ни солнце, ни яйцеклетка, ни насекомые, ни растения не могут избрать своих функций. Стало быть есть Тот, Кто и предопределил их назначение.

Теория эволюции, которую последователи Дарвина приспособили к объяснению явной целесообразности в мире природы, путается в тяжелых противоречиях. Например, как опылялись те же растения до появления мира насекомых или, чем питались пауки до тех пор, пока не появились мухи или до тех пор, как выработали способность изготавливать паутину? Если сложный механизм компенсирования ударов клювом по древесине у дятлов сформировался эволюционно, то, видимо, многие его несовершенные и недоразвитые предки погибали от сотрясения головного мозга.

Следующий довод можно назвать историческим.

На земле нет племен и народов, у которых бы в той или иной степени отсутствовала бы вера в Бога или сверхъестественные силы. Это не могло произойти случайно, поскольку у нас в голове нет ни одного понятия, которое не было бы истинным или искаженным отражением реальности.

У дикаря в джунглях не могло возникнуть понятие «телевизор», поскольку с этой реальностью он никогда не сталкивался. А если понятие о Боге у него существует, значит, оно могло появиться у него как отражение объективной реальности.

Сюда же можно отнести и следующее соображение.

Ни человеку, ни животному не нужно было ушей, если бы не было звуков. Нам не нужны были бы глаза, если бы не было света и красок. Нам не нужны были бы легкие, если бы не было воздуха, которым они могли бы дышать. Наличие того или иного органа говорит о реальности, которая воспринимается этим органом. Человек в отличие от животных обладает «органом веры» в сверхъестественные реальности. Этот «орган» в его душе никогда бы не развился и не сохранился, если бы не было реальности, которую он бы мог воспринять.

Очень важным аргументом в пользу существования Бога представляется моральный довод.

Из природного закона борьбы за существование не выводимы важнейшие человеческие качества, такие как любовь и самопожертвование. Природная жизнь и людей и животных учит нехитрой философии, по которой один должен быть другому волком, чтобы остаться в живых и преуспевать.

Так откуда же берутся любовь, кротость и все другие добродетели? Откуда берется совесть, которая удерживает человека от злых поступков или хотя бы осуждает после их совершения? Так может она является все-таки голосом другого «Существа» в нас, голосом Того, Кого мы называем Богом, Которое и вложило в наши души стремление к добру и тот моральный закон, о котором Кант сказал, что он, наряду со звездным небом над нами, «вещь», достойная восхищения?

Нет числа случаям, когда умирающие неверующие жалели в последний момент о своем неверии, но часто ли Вы слышали о случаях, когда на смертном одре кто-нибудь раскаивался в своей вере в Бога?

То же самое можно сказать и о критических случаях в жизни. Кто-то из военных как-то заметил, что «на поле боя нет атеистов».

Доказательством доброкачественности убеждений служит то, что они выдерживают все, что жизнь преподносит человеку, живет не только тогда, когда ему улыбается жизнь, но и тогда, когда он проходит через ужасные кризисы души, опасность и неминуемую смерть. В такие моменты люди обычно верят.

Часто это бывает также при восхищении исключительной красотой. Лучшие достижения искусства созданы именно с религиозными целями и в религиозном контексте. Религия вдохновила на великие работы таких знаменитых художников, как Микеланджело, Рафаэль и Рембрандт; она вдохновила таких великих композиторов, как Палестрина, Бах и Мендельсон и таких поэтов, как Давид, Данте и Мильтон. Какие шедевры и каких творцов может противопоставить атеизм? В творческом плане он бесплоден.

Да и, наконец, важнейший моральный довод в пользу существования Бога заключается в том, что лучшие представители человечества, люди, оставившие благодатный и благодарный след в его истории, были людьми верующими. И наоборот, величайшие преступники, обагренные кровью порой тысяч и даже миллионов людей, были либо атеистами, либо людьми, равнодушными к вере.

И еще один довод, который нас возвращает к Библии. Его можно назвать доводом чудес и исполнившихся пророчеств.

Что касается чудес, многие из которых описаны в Библии, то для неверующего они не факт, а выдумки авторов Библии. То же можно сказать и о современных чудесах. Схождение невещественного благодатного огня в святую страстную субботу у гроба Господня по молитве православного патриарха, многочисленные случаи мироточения и кровоточения икон, необъяснимых медициной исцелений больных «по вере», - всему этому скептически настроенный ум попытается найти «естественные объяснения».

Но в Библии есть нечто, что может заставить задуматься даже законченных атеистов. Это исполненные и исполняющиеся на наших глазах пророчества. И тут уж не скажешь, что это выдумка или вписано задним числом.

Я возьму только одно, но поразительное, исполнившееся совсем недавно, почти на наших глазах пророчество. Это пророчество о возвращении евреев на их историческую родину в Палестину и восстановлении государства Израиль.

Как известно, древнее Израильское государство было полностью уничтожено в 132-135 гг. н.э. во время так называемой второй иудейской войны. С тех пор миллионы евреев жили в рассеянии по всему миру. Однако в Библии устами пророка Иезекииля, жившего в 6-м веке до н.э., Бог запечатлел следующее пророчество:

«И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран и приведу в землю вашу…

И опустошенная земля будет возделываема, бывши пустынею в глазах всякого мимоходящего…

И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я – Господь, сказал – и сделал» (Иез. 36. 24, 34, 36).

Почти две тысячи лет евреи могли только мечтать об исполнении этого пророчества и гадать о том, как это может произойти.

Но «сказал… - сделал», и в 1948 году по решению Совета Безопасности ООН воссоздано государство Израиль, а за прошедшее с этого события время миллионы евреев со всего мира вернулись на свою историческую родину и действительно превратили некогда заброшенные пустыни в цветущие сады.

Вот так. И это только одно из исполнившихся библейских пророчеств. Сотни других исполнились точно и определенно, часто спустя много лет после смерти предсказавших их авторов Писаний. Так, например, пророк Даниил в 538 г. до н.э. до Рождества Христова предсказал (Дан. 9. 24-27), что Христос придет как обещанный Спаситель и Владыка Израиля через 483 года после того, как персидский царь даст иудеям право восстановить Иерусалим, который находился в то время в руинах. По истечению предсказанного времени это пророчество было точно и четко исполнено. Более двухсот пророчеств (начиная с рождения от Девы в Вифлееме и заканчивая распятием вместе с разбойниками с последующим воскресением) исполнились в жизни Самого Иисуса Христа при Его первом пришествии. Множество пророчеств исполнилось в судьбах отдельных народов, истории распространении христианства и многих иных аспектах. Чем, кроме существования всезнающего и направляющего развитие мировой истории Бога, можно это объяснить?

Мы так долго говорили о доказательствах существования Бога, чтобы оттенить логическую несостоятельность атеизма. Однако парадокс логического обоснования существования Бога заключается в том, что с помощью одной логики доказать Его существование нельзя. Это прекрасно понимал философ Кант, говоря о так называемых «антиномиях практического разума».

Так в чем же дело? В чем заключается причина неверия и атеизма?

Коллеги, сразу вас предупрежу, что ответ на этот вопрос может Вас задеть и обидеть. Но прошу вас не ожесточаться. Тем более, что если уж подвергать проверке свои ценности и жизненные установки, то лучше всего это делать в свете библейской критики, освященной двухтысячелетним опытом христианства.

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога…» (Пс. 13. 1).

Атеизм в Библии приравнивается к безумию. Это может показаться эпатирующим преувеличением, но речь идет о безумии особого рода, том безумии, которое говорит не о потере ума, а о потере разума, омраченного страстями и грехами. В цитируемом псалме отрицание Бога является следствием такой характеристики людей:

«… Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро…

Все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс. 13. 1, 3).

Уже в Новом Завете апостол Павел проводит еще более глубокий анализ «мировоззренчески-житийних» корней неверия в Бога:

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства.

Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1. 28-31)

Все дело в том, что вера – это не только умственная характеристика человека, но умственно-сердечная, в которой в синтетическом единстве присутствуют наряду с умом чувства и воля. И если чувства человека поражены страстями, а воля направляется ко греху, то это помрачает и ум человека, - он перестает как помутненное зеркало отражать Божественную реальность.

Святые отцы Церкви формулировали это так: «Вера дается по житию», то есть нечестивое и греховное житие неизбежно и неудержимо влечет человека к атеизму. Да и психологически здесь все просто объясняется. Если Бог есть, то ты должен исполнять Его моральные заповеди и запреты, а если нет – твори, что хочешь, живи в свое удовольствие. Так что с точки зрения житейских удобств атеизм просто выгоднее.

Хотя не все так однозначно. Бывают случаи, когда и высоконравственные люди склоняются к атеизму, и «неисправимые» грешники пламенеют обжигающей верой. В этих, да и во всех других случаях обращения к Богу, нужно указать на тайну. Ибо непредсказуемой тайной является любой «подвиг веры» - соединение человеческого духа с Божественным.

Но если Бог есть, если Он существует, то кто же Он такой?

Здесь мы вступаем в область так называемого «сверхъестественного откровения». То есть Бог - это Существо высшее, надмирное, сверхъестественное, а это значит, что познать существо Бога невозможно. Оно выше познания не только людей, но даже ангелов. А это, в свою очередь, означает, что узнать о Нем можно только то, что Он Сам хочет нам открыть. Это откровение потому и называется сверхъестественным, что не выводится непосредственно из окружающего мира, его нельзя постичь через «рассматривание творений». Оно дается свыше, и хранит его Библия, которая потому и называется Словом Божьим.

Из всех откровений о Боге, которые содержит Священное Писание, важнейшие – два:

«Бог есть Дух» (Ин. 4. 24), и

«Бог есть любовь»» (1 Ин. 4 16).

Первое – онтологическая или бытийно-сущностная характеристика Бога, вторая – предикативная или бытийно-качественная. Проще сказать, Дух – это способ существования Бога, а любовь – Его важнейшее свойство.

Не вдаваясь в подробности, перечислим и другие свойства Бога, которые описывает Библия:

Он – живой (Иер. 10. 10, 1 Фес. 1. 9), вечный (Пс. 89. 3, Рим. 14. 25), вездесущий (Пс. 138. 7-12, Деян. 14. 27), всемогущий (Быт. 17.1, Лк. 1. 37), всеведущий (1 Ин. 3. 20, Евр. 4. 13), благой (то есть содержащий в Себе одно добро) (Пс. 24. 8, Мф. 19. 17), неизменяемый (Мал. 3. 6, Иак. 1. 17).

Все эти качества говорят нам скорее не о том, кто такой Бог, а о том, какой Он, и эта обращенность откровения не только к уму, но и к сердцу человека очень символична. Бога нужно воспринимать не столько умом, сколько сердцем, и чем чище это сердце, тем легче это восприятие.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8).

Да, друзья, «грязное» сердце не хочет верить в Бога. Согласитесь, есть о чем задуматься.

[1] Закон Божий. Сергиев Посад, 1994, с. 601.

[2] Вурмбранд Р. Атеизм ли путь? Stephanus Publication, 1992, с. 146.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь