В 1799 году Жозефина де Богарне, недавно вышедшая замуж за Наполеона Бонапарта и дама довольно расточительная, купила ветхий замок с огромными угодьями в Рюэй-Мальмезоне, в 12 км от Парижа. По возвращении со славной победой в итальянской кампании, с карманами, полными золота, и каретами, набитыми украденными произведениями искусства, Наполеон был весьма недоволен, узнав, что ему придется расстаться с большой частью своих военных «достижений», чтобы заплатить за этот большой и ветхий дом.
Тем не менее он редко мог отказать Жозефине, она была любовью всей его жизни, и после нескольких лет ремонта и больших расходов дом и поместье засияли своей элегантностью и красотой. А розарий Жозефины стал известен во всем мире.
Одним из преимуществ брака с военачальником, а затем императором, было то, что Жозефина могла приобретать различные виды растений и цветов со всего мира. Она призвала лучших садовников Европы, и вскоре букеты цветов прибыли со всего континента. В ее саду цвели нарциссы, гиацинты, камелии и тюльпаны.
Она построила оранжерею для самых нежных, хрупких цветов, особенно из Французской Вест-Индии. В период с 1804 по 1814 год она собрала и посадила более 250 различных сортов роз, и ее розарий стал популярной достопримечательностью для посетителей.
В 1813 году Жозефина заявила: «Мой сад — самое прекрасное место в мире».
Это было ее вдохновением – на одно официальное мероприятие в качестве императрицы она надела платье из розового крепа, полностью покрытое свежими розовыми лепестками (красиво, но совершенно непрактично, если нужно было сидеть или двигаться). Помимо розария, там были каналы и молочная ферма, Храм Любви и зверинец для животных, включая кенгуру, страуса и орангутанга.
Этой женщине было недостаточно страсти к растениям, она также хотела, чтобы птицы летали по ее идиллическому саду. Ее пернатые друзья составляли ей компанию, отвлекая от официальных дел, которые она не любила.
Императрица постоянно писала французским дипломатам с просьбой привезти из путешествий самые красивые экземпляры. Ее вольеры становились все больше, а ее сады стали похожи на птичий заповедник. Берберийские и каролинские утки, окко, агами и птицы из Кайенны плескались в пруду и реке в английском стиле, протекавшей через парк.
Величественная пара черных лебедей, привезенная из Австралии в 1803 году и ставшая первым представителем своего вида, завезенным в Европу, стала настоящим сокровищем парка. (Кажется, для императрицы было совершенно естественным тратить деньги на сады и фермы, «преступления», которые привели Марию-Антуанетту к гильотине всего 10 лет назад).
Жозефина оставалась в Мальмезоне, пока не умерла там, в своей спальне, в 1814 году. К сожалению, сад не просуществовал долго после ее смерти; розы вскоре были растоптаны зрителями или вырваны из земли и украдены.
Теперь, посещая замок Мальмезон и внимательно осмотрвшись, можно найти яркую розовую розу Souvenir de la Malmaison, выведенную уже после смерти императрицы, но являющуюся прекрасным напоминанием об аромате и красоте Розового Сада Жозефины.
Буду благодарен за подписку и ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: