Найти в Дзене

Раннее развитие ребенка: есть ли в нем смысл?

Про раннее развитие много разных мнений. У меня есть своё, личное, проверенное на моем сыне. Сейчас ему 18 лет, поэтому можно подводить первые итоги. Отличником он никогда не был, но все предметы давались ему легко и сложностей с выполнением домашнего задания у него никогда не было. В этом году он поступил в хороший вуз (сам выбрал, сам узнал о поступлении, сам составил план подготовки). На его факультет проходной балл по ЕГЭ был 308, но он поступил "по зеленой волне", без вступительных экзаменов и с повышенной стипендией. МОЙ ПУТЬ Когда родился Никита, я перечитала разные книги о детском развитии. Главная мысль, которая меня тогда впечатлила: «в первые три года жизни закладывается база для развития интеллекта — чем больше нейронных связей сформируется в этом возрасте, тем лучше потом будет работать мозг». Мне стало интересно, и я решила провести эксперимент.  ЧТО ДЕЛАЛИ МЫ?  Денег у молодой мамы-студентки на развивающие кружки не было. Зато было много свободного времени и энтузиазм.

Про раннее развитие много разных мнений. У меня есть своё, личное, проверенное на моем сыне. Сейчас ему 18 лет, поэтому можно подводить первые итоги. Отличником он никогда не был, но все предметы давались ему легко и сложностей с выполнением домашнего задания у него никогда не было. В этом году он поступил в хороший вуз (сам выбрал, сам узнал о поступлении, сам составил план подготовки). На его факультет проходной балл по ЕГЭ был 308, но он поступил "по зеленой волне", без вступительных экзаменов и с повышенной стипендией.

МОЙ ПУТЬ

Когда родился Никита, я перечитала разные книги о детском развитии. Главная мысль, которая меня тогда впечатлила: «в первые три года жизни закладывается база для развития интеллекта — чем больше нейронных связей сформируется в этом возрасте, тем лучше потом будет работать мозг». Мне стало интересно, и я решила провести эксперимент. 

ЧТО ДЕЛАЛИ МЫ? 

Денег у молодой мамы-студентки на развивающие кружки не было. Зато было много свободного времени и энтузиазм. Я просто внедрила «развивалки» в наш повседневный быт. Мы постоянно играли во что-то «полезное», смотрели развивающие мультики, классическую музыку, читали книжки, изучали мир вокруг, раскрашивали, раскладывали, трогали, щупали, собирали, считали… 

К 3-м годам Никита знал алфавит, марки машин, логотипы, животных, цвета, стихи, английские слова, континенты и океаны — мы учили всё подряд, прокладывая те самые нейронные пути.

Когда сыну было 3,5 года я пошла работать, и возможности уделять ему столько времени уже не было. Дальше им занимались профессионалы (воспитатели и учителя).

К 5 годам мой сынулик уже немного читал, считал в пределах 10, размышлял. Конечно, он многое потом забыл. Но память у него развилась отличная, и мышление тоже. На его любимый вопрос «А почему…?» я часто отвечала: «А ты как думаешь»? Он так интересно мыслил, его перлы я до сих пор цитирую.

КРУЖКИ 

Интересных развивающих кружков для начальной школы у нас в пешей доступности не было (как и денег на это). Я записала его в онлайн-кружки и курсы Меташколы — это была, наверное, одна из первых онлайн-школ с уникальной программой и очень легкой подачей. Всё было очень интересно, легко, играючи, так что заставлять очень активного ребенка сидеть за компьютером с математикой, русским, английским не приходилось. Это была не школьная, а параллельная программа. Благодаря курсу «Устный счёт» он до сих пор перемножает в уме числа, которые другие считают в столбик на бумаге, а я так — только на калькуляторе. В общем, в начальной школе его считали очень талантливым и всесторонне развитым ребёнком. 

В 5/6 классах учитель по русскому говорила мне: «Он у вас выраженный гуманитарий» (и 94 балла ЕГЭ по русскому подтвердили ее слова🤪). А физики и математики настаивали, что он все-таки технарь. Я решила, что гуманитарием стать никогда не поздно…Так в 5 классе появился кружок Юной математической школы при СПбГУ. 

В 7 классе сын поступил уже в саму ЮМШ. Я доверилась эффекту «соленого огурца»: погрузила его в среду увлеченных умных детей, чтобы он «засолился». Так и случилось. На этом, собственно, мое участие в его образовании и закончилось. 

За 11 лет учебы Никита никогда особо не вёл конспекты и мало что записывал. Ему было достаточно послушать учителя, чтобы понять и запомнить. Свою стипендию он тратит на книги, в том числе на английском языке, и изучает многое параллельно с университетской программой. В общем, любит учиться.

Конечно, мой эксперимент не был «чистым». Возможно, если бы я ничего не делала для развития специально или начала бы в другом возрасте и направлении, результат был бы еще лучше — как это проверишь? Но я этим занималась, потому что мне самой было интересно и весело и (я даже на какое-то время пошла работать воспитателем). Если бы один из нас мучился, толку бы точно не вышло.

По итогу я считаю, что раннее развитие принесло в нашем случае 100% пользу. 

А вообще, развивать мозг полезно в любом возрасте, это, говорят, продлевает жизнь.

А как вы развиваете своих детей?