Найти в Дзене

Лучший Ильич в мире и "песня без слов" Александра Толкача.

Когда Анатолий Алексеевич Саклаков, владелец и директор художественной галереи "Пермский период", сообщил, что планирует сделать выставку Александра Толкача (ударение на первом слоге), я сначала не мог вспомнить, что это за художник, хотя фамилия где-то в памяти мелькала.

"Был такой лот на "Мешке" - "Лучший в мире портрет Ленина", так вот это его работа," - сказал мне Анатолий Алексеевич. Тогда я вспомнил, что да, был такой курьезный лот, и, как выяснилось, он и ныне там.

https://meshok.net/item/32766666_Шикарный_портрет_Вождя_Работа_члена_Союза_художников_СССР_А_Толкача
https://meshok.net/item/32766666_Шикарный_портрет_Вождя_Работа_члена_Союза_художников_СССР_А_Толкача
Толкач Александр Владимирович. Работал и умер , в Перми. Ещё не признанный гений. Один из лучших в СССР.
Картина Ленин, холст, масло, 80 на 60 см, 1983 год. Цена 999000 руб.
Лучший портрет из существующих.  Толкач родился в 1940, умер в 1996 . Работал в Перми. Член Союза художников СССР. Закончил специальную художественную школу при Московском институте имени Сурикова. Мастер по оценке специалистов, потрясающий. Просто пока не пришло его время признания и поклонения. Известная картина СССР " Ленин читает газету Правда" - это тоже Толкач А.В.  Полотно " Ожидание " в Орловском музее - это тоже Толкач А.В. Волшебная и еще не оцененная кисть.

История, конечно, более чем странная, но еще большей для меня неожиданностью было обнаружить похожий портрет Ленина работы А.Толкача в живописной коллекции Пермской художественной галереи. Не знаю, лучший ли это Ленин в мире, но фондовую комиссию он прошел.

Толкач А.В. В.И. Ленин. 1989 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Толкач А.В. В.И. Ленин. 1989 Из коллекции Пермской художественной галереи.

Судя по всему, работа была выполнена на заказ или к случаю, поскольку в 1989 году лениниана в изобразительном искусстве, как вектор идейного творчества сходит на нет. К тому же портрет Ленина в 1989 году можно было создать только на основе другого изображения. В любом случае данная работа слабо характеризует художника, демонстрируя разве что мастерство и то не все его грани.

Толкач А.В. Портрет отца (Красная палитра). Из коллекции Пермской художественной галереи. Поступление 2000
Толкач А.В. Портрет отца (Красная палитра). Из коллекции Пермской художественной галереи. Поступление 2000

А вот в работе "Портрет отца. Красная палитра" мы видим совершенно другой язык, я бы даже сказал - другого художника. Хотя работа и называется "портретом отца", по сути она является автопортретом художника, который не в состоянии написать портрет отца-фронтовика одной только красной краской. Героев войны полагалось славить по-советски прямолинейно и однотонно - торжественным цветом пролитой крови. Но мы видим, что холст, подготовленный для портрета остается белым, а художник вообще стоит к нему спиной, пытаясь вспомнить какого цвета были глаза отца? Возможно фигура отца на фоне дверного проема - это фигура памяти, так и не ставшая картиной.

На выставке "Песня без слов" в "Пермском периоде" тоже были представлены работы двух типов: портреты и "все остальные", среди которых преобладали пейзажи и натюрморты.

Портреты занимательны тем, что на них изображены известные в Перми люди, например - два бывших ректора пермского "политеха": Адольф Александрович Бартоломей и Михаил Николаевич Дедюкин. Портреты написаны в 1982 и 1983 годах, когда на территории ВУЗов еще разрешалось курить (оба ректора изображены на портретах с сигаретами).

Толкач А.В. Портрет Бартоломея А.А. 1982
Толкач А.В. Портрет Бартоломея А.А. 1982
Толкач А.В. Портрет Дедюкина М.Н. 1983
Толкач А.В. Портрет Дедюкина М.Н. 1983

Сигареты на ректорских портретах, которые сегодня могли бы счесть за антисоциальную рекламу, в то время были инструментом "сентиментализации" советского искусства, когда важно было показать не должность, а характер человека, его "человечность". Что художнику, безусловно, удалось: и Бартоломей, и Дедюкин выглядят не бюрократами, а обычными людьми, с которыми легко вступить в разговор. При этом художник не допускает фамильярности в образе: да, поговорить можно, но не о пустяках, а по делу.

На выставке есть автопортреты самого Александра Владимировича, один из них - "Автопортрет с гитарой", вероятно, послужил источником названия выставки (+художник увлекался игрой на гитаре).

Толкач А.В. Автопортрет с гитарой.1979.
Толкач А.В. Автопортрет с гитарой.1979.

Натюрморты есть разные: есть работы в духе файн-арта с декоративно-лирическими композициями, а есть иронично-бытовые с предметами не из разряда изящных - сигаретные пачки, недоеденная рыба на газете.

Что касается пейзажей, то они, на первый взгляд, написаны как будто другим человеком. В них нет такой же четкости линий, идейной завершенности. Наоборот, они выглядят взбалмошными и спонтанными, а посетители выставки сравнивали их с работами импрессионистов. Я бы сказал, что они ближе к постимпрессионизму, но это не так важно для сегодняшнего поста.

Толкач А.В. Непогода. 1979.
Толкач А.В. Непогода. 1979.

По словам Анатолия Саклакова, Александр Толкач не писал пейзажи с натуры, они были зарисовками впечатлений по памяти или по представлению. Для художника-модерниста работа без натуры - обычное дело, вот только модернистом Александра Владимировича никто не называл.

Толкач А.В. Тишина. 1982.
Толкач А.В. Тишина. 1982.

Причина проста, но при этом неожиданна: свою пейзажную живопись художник нигде не выставлял и мало кому показывал. Было ли это каким-то личным мотивом, или просто случай не представился - не ясно. Александр Толкач при жизни почти не выставлялся, хотя не был аутсайдером ни по убеждениям, ни по судьбе.

Толкач А.В. После захода солнца. 1992.
Толкач А.В. После захода солнца. 1992.

О том, что он был ценим и востребован в Перми свидетельствуют не только ректорские портреты из Политеха, но и произведения монументального искусства, например - фрески на стене холла Пермского Бактериологического института НПО "Биомед" и ВЦ "Пермская ярмарка"

Толкач А.В. Роспись в холле Пермского Бактериологического института. 1978
Толкач А.В. Роспись в холле Пермского Бактериологического института. 1978
Толкач А.В. Роспись на "Пермской ярмарке" (ВДНХ)
Толкач А.В. Роспись на "Пермской ярмарке" (ВДНХ)
Толкач А.В. Роспись на "Пермской ярмарке" (ВДНХ)
Толкач А.В. Роспись на "Пермской ярмарке" (ВДНХ)

Кстати, на росписи из "Пермской ярмарки" мы видим того же "лучшего в мире Ильича", а также космонавта, чем-то напоминающего Багаутдиновскогоо "Икара".

-14