Когда Анатолий Алексеевич Саклаков, владелец и директор художественной галереи "Пермский период", сообщил, что планирует сделать выставку Александра Толкача (ударение на первом слоге), я сначала не мог вспомнить, что это за художник, хотя фамилия где-то в памяти мелькала.
"Был такой лот на "Мешке" - "Лучший в мире портрет Ленина", так вот это его работа," - сказал мне Анатолий Алексеевич. Тогда я вспомнил, что да, был такой курьезный лот, и, как выяснилось, он и ныне там.
Толкач Александр Владимирович. Работал и умер , в Перми. Ещё не признанный гений. Один из лучших в СССР.
Картина Ленин, холст, масло, 80 на 60 см, 1983 год. Цена 999000 руб.
Лучший портрет из существующих. Толкач родился в 1940, умер в 1996 . Работал в Перми. Член Союза художников СССР. Закончил специальную художественную школу при Московском институте имени Сурикова. Мастер по оценке специалистов, потрясающий. Просто пока не пришло его время признания и поклонения. Известная картина СССР " Ленин читает газету Правда" - это тоже Толкач А.В. Полотно " Ожидание " в Орловском музее - это тоже Толкач А.В. Волшебная и еще не оцененная кисть.
История, конечно, более чем странная, но еще большей для меня неожиданностью было обнаружить похожий портрет Ленина работы А.Толкача в живописной коллекции Пермской художественной галереи. Не знаю, лучший ли это Ленин в мире, но фондовую комиссию он прошел.
Судя по всему, работа была выполнена на заказ или к случаю, поскольку в 1989 году лениниана в изобразительном искусстве, как вектор идейного творчества сходит на нет. К тому же портрет Ленина в 1989 году можно было создать только на основе другого изображения. В любом случае данная работа слабо характеризует художника, демонстрируя разве что мастерство и то не все его грани.
А вот в работе "Портрет отца. Красная палитра" мы видим совершенно другой язык, я бы даже сказал - другого художника. Хотя работа и называется "портретом отца", по сути она является автопортретом художника, который не в состоянии написать портрет отца-фронтовика одной только красной краской. Героев войны полагалось славить по-советски прямолинейно и однотонно - торжественным цветом пролитой крови. Но мы видим, что холст, подготовленный для портрета остается белым, а художник вообще стоит к нему спиной, пытаясь вспомнить какого цвета были глаза отца? Возможно фигура отца на фоне дверного проема - это фигура памяти, так и не ставшая картиной.
На выставке "Песня без слов" в "Пермском периоде" тоже были представлены работы двух типов: портреты и "все остальные", среди которых преобладали пейзажи и натюрморты.
Портреты занимательны тем, что на них изображены известные в Перми люди, например - два бывших ректора пермского "политеха": Адольф Александрович Бартоломей и Михаил Николаевич Дедюкин. Портреты написаны в 1982 и 1983 годах, когда на территории ВУЗов еще разрешалось курить (оба ректора изображены на портретах с сигаретами).
Сигареты на ректорских портретах, которые сегодня могли бы счесть за антисоциальную рекламу, в то время были инструментом "сентиментализации" советского искусства, когда важно было показать не должность, а характер человека, его "человечность". Что художнику, безусловно, удалось: и Бартоломей, и Дедюкин выглядят не бюрократами, а обычными людьми, с которыми легко вступить в разговор. При этом художник не допускает фамильярности в образе: да, поговорить можно, но не о пустяках, а по делу.
На выставке есть автопортреты самого Александра Владимировича, один из них - "Автопортрет с гитарой", вероятно, послужил источником названия выставки (+художник увлекался игрой на гитаре).
Натюрморты есть разные: есть работы в духе файн-арта с декоративно-лирическими композициями, а есть иронично-бытовые с предметами не из разряда изящных - сигаретные пачки, недоеденная рыба на газете.
Что касается пейзажей, то они, на первый взгляд, написаны как будто другим человеком. В них нет такой же четкости линий, идейной завершенности. Наоборот, они выглядят взбалмошными и спонтанными, а посетители выставки сравнивали их с работами импрессионистов. Я бы сказал, что они ближе к постимпрессионизму, но это не так важно для сегодняшнего поста.
По словам Анатолия Саклакова, Александр Толкач не писал пейзажи с натуры, они были зарисовками впечатлений по памяти или по представлению. Для художника-модерниста работа без натуры - обычное дело, вот только модернистом Александра Владимировича никто не называл.
Причина проста, но при этом неожиданна: свою пейзажную живопись художник нигде не выставлял и мало кому показывал. Было ли это каким-то личным мотивом, или просто случай не представился - не ясно. Александр Толкач при жизни почти не выставлялся, хотя не был аутсайдером ни по убеждениям, ни по судьбе.
О том, что он был ценим и востребован в Перми свидетельствуют не только ректорские портреты из Политеха, но и произведения монументального искусства, например - фрески на стене холла Пермского Бактериологического института НПО "Биомед" и ВЦ "Пермская ярмарка"
Кстати, на росписи из "Пермской ярмарки" мы видим того же "лучшего в мире Ильича", а также космонавта, чем-то напоминающего Багаутдиновскогоо "Икара".