Найти тему
частные суждения

Странные праздники «Сказки странствий».

Валерий Тодоровский назвал свою кинокартину «Стиляги», снятую в 2008 году, «фильм-праздник». С гораздо большим основанием так можно было бы назвать классическую советскую новогоднюю комедию «Карнавальная ночь», вышедшую в 1956 году. Ведь, в отличие от «Стиляг», в этом фильме Эльдара Рязанова в самом деле всё действие сводится к подготовке и проведению новогоднего праздника. Но ещё раньше в такой же праздничной стилистике был выдержан советский фильм «Цирк», появившийся в 1936 году.

Кадр из фильма «Золушка».
Кадр из фильма «Золушка».

Но чаще праздник становится кульминацией действия фильма. В советском кино типичным примером будет «Золушка» 1947 года. В общем, праздники в кино вообще и советском в особенности, появлялись часто. Но был один уникальный фильм, в котором праздников очень много, однако фильм не только не сводится к ним (в отличие от той же «Карнавальной ночи»), но даже, можно сказать, противостоит и отталкивается от праздника, словно боясь замараться в атмосфере веселья.

Кадр из «Карнавальной ночи».
Кадр из «Карнавальной ночи».

Речь идёт о самом жутком и необычном киноявлении позднего советского времени — фильме «Сказка странствий». Просто перечислим все праздники этого фильма:

Марта и Май в своей нищенской каморке.
Марта и Май в своей нищенской каморке.

1. Рождество, с которого начинается действие кинокартины.

Счастливая деревня и её житель — располневший бывший герой.
Счастливая деревня и её житель — располневший бывший герой.

2. Вечный праздник обитателей спины огромного огнедышащего дракона.

Марта за праздничным столом.
Марта за праздничным столом.

3. Вечеринка в кабаке, в которой принимает участие Орландо.

Полёт над чумной страной.
Полёт над чумной страной.

4. Видимые героями с высоты во время полёта «праздники» в чумной стране.

Госпожа Чума.
Госпожа Чума.

5. Настоящий праздник в спасённом от чумы городе.

Принц в угаре гламура.
Принц в угаре гламура.

6. Праздник в замке принца, которым стал повзрослевший Май. Он посвящён долгожданной встрече Мая с Мартой.

Вас веселят эти имитации голов хищных ящеров?
Вас веселят эти имитации голов хищных ящеров?

Сам фильм не такой уж и длинный, всего 105 минут. В среднем праздник приходится на каждые семнадцать с половиной минут экранного времени. Наверное, это уникальный случай, во всяком случае вряд ли можно вспомнить аналог подобной концентрации праздников в одном фильме. Справедливости ради, к «чистым» праздникам можно отнести лишь половину из них, то есть праздники номер 1, 5 и 6. Второй праздник скорее относится к беззаботной жизни обитателей счастливой деревни на драконьей спине, третий очень локален во времени и пространстве, а четвёртый вообще оказывается иллюзией.

Орландо умер, но дело его не умрёт.
Орландо умер, но дело его не умрёт.

Самое важное, что нельзя не отметить — все эти праздники сопровождаются потерями. В первом празднике Марта теряет своего брата Мая, похищенного поддельным Дедом Морозом. Второй заканчивается катастрофой — дракон проснулся и обитатели счастливой деревни погибли. Третий едва не привёл к гибели героев, которых приговорили к замуровыванию в башне. Четвёртый заманил их в место, охваченное смертельной болезнью. Пятый происходит сразу после смерти Орландо. Шестой разрушает дворец и уничтожает злодеев, живших в нём.

Танец девушек в деревенском кабаке.
Танец девушек в деревенском кабаке.

Во время всех праздников веселятся окружающие, но не герои. Орландо всё-таки пытается принять участие в развлечениях и народных гуляниях, целых два раза (второй и третий праздники) и оба раза ни к чему хорошему это не приводит. Марта же полностью погружена в свою трагедию потери любимого брата и праздники попросту игнорирует, воспринимая их лишь как помехи на своём бесконечном пути.

Судьи, культурно отдыхающие в том же кабаке.
Судьи, культурно отдыхающие в том же кабаке.

Сюжет фильма можно выразить простой истиной: «С хорошими людьми случаются ужасные вещи». Невинного Мая похищают злодеи, чтобы использовать его способности в корыстных целях. Марта постоянно страдает. Орландо, сопровождающий её, тоже страдает — и не только из-за своих попыток вырваться или хотя бы отвлечься и немножко развлечься, но и без всякой вины, просто по ходу развития событий. В последний раз, вступив в битву с госпожой Чумой, он пострадал уже по собственной воле, сознательно пожертвовав собственной жизнью ради спасения других людей.

Выразительный взгляд Орландо на окружающую действительность.
Выразительный взгляд Орландо на окружающую действительность.

Ещё одна важнейшая деталь — зло в фильме не абстрактно, его воплощают вполне конкретные персонажи. Помимо уже названной госпожи Чумы, это главные антигерои Горгон и Брутус. А также судьи из деревеньки, в которой пытался культурно отдохнуть Орландо. Обычные же люди не обращают на несчастных героев никакого внимания. Те из них, что живут в довольстве, от этого довольства отупели (жители селения на драконе), но они хотя бы безобидны. Все прочие либо холодно-равнодушны, либо слишком заняты своими делами. Стражники, замуровывающие героев, даже сочувствуют им, но при этом выполняют живодёрский приказ своего начальства.

Финал на руинах замка.
Финал на руинах замка.

Мир, показанный в этом фильме, внешне полон веселья, но наполнен холодной жутью. Можно даже сказать, мир именно потому настолько жуток, что в нём постоянно кто-то веселится и радуется. Кто-то, но не хорошие люди, у которых в этой кинореальности всегда происходит какая-нибудь трагедия. В конце фильма происходит хэппи-енд на руинах, и сводится он к частичному возвращению Орландо (его идеи мистическим образом просыпаются в Мае). Это в общем-то тоже праздник, но теперь уже персональный праздник Марты, заслужившей своим подвижничеством толику счастья.