Найти в Дзене
Black Brick

Enlighten: история легендарного аналога LEGO

Оглавление
Доброго времени суток, друзья.

Продолжаем развивать тему аналогов LEGO. Заметно, что опубликованная ранее "История LEPIN" многим понравилась, потому я решил сделать подобную аналитику. Теперь речь пойдёт о куда более старом и знаменитом китайском бренде.

Компания Enlighten знакома нам по многочисленным ретро-копиям LEGO. Начав своё существование в 1994 году, она сумела пройти довольно внушительный путь: от заурядной подделки до полноценного самостоятельного производителя конструкторов. Сегодня мы поближе познакомимся с историей данной фирмы и постараемся узнать, насколько близко ей удалось подойти по качеству к оригинальному LEGO.

Не будем терять ни минуты, приступаем.

В начале начал

Как и подобает всем уважающим себя аналогам датского бренда, появление Энлайтен, по большей части, тайна, покрытая мраком. В сети всё же присутствуют небольшие крупицы информации, однако зачастую они неоднозначны, а также противоречивы по отношению к друг другу.

Потому некоторая часть повествования будет основана на моих собственных домыслах, тем не менее в конце я укажу ссылки, как-либо подтверждающие большинство озвученных тезисов. Итак, вот что следует из немногочисленных сведений:

Всё началось с 1984 года. Именно тогда в Китае была основана фабрика литья пластмасс Guangdong Qman Culture Communication. Судя по всему, её учредителем были некий предприниматель Чжан Кехуа.

Современное фото завода Guangdong Qman Culture Communication
Современное фото завода Guangdong Qman Culture Communication

Сперва, это предприятие не специализировалось на защёлкивающихся кубиках: в те годы производились обыкновенные пластиковые игрушки. Вероятно, к 1990-ому году дела у Чжана шли вполне успешно, отчего тот стал задумываться о расширении спектра выпускаемых продуктов. Как утверждает предприниматель, идея собственного аналога LEGO появилось у него после одной занимательной истории.

Однажды оный отправился по делам в Европу, откуда привёз для своих детей интересный гостинец - конструктор датского бренда. К удивлению Чжана, такой подарок понравился детям куда больше, чем все остальные игрушки. Дальнейший анализ рынка показал, что китайская индустрия игрушек развита слабо, а уровень потребления недостаточно высок. Из-за этого европейское Lego многим было не по карману, но на рынке тогда не было игрока, сумевшего бы предложить достойную, а главное более дешёвую альтернативу. План действий напрашивался сам собой, и в 1994 году свет увидел новую марку конструктора - Enlighten.

Становление и развитие

Как уже было сказано ранее, рождение компании "Энлайтен" приходится на конец прошлого века. Однако, лишь только успел закончится процесс регистрации, как сразу же началось неумолимое копирование наборов LEGO.

-3

Под логотипам "Brick" создавались дубликаты, идентичные датским комплектами буквально по всем параметрам: от оформления коробок до их содержимого. Единственное, что отличало подделку от оригинала - отсутствие тиснения на пинах, но впоследствии и это оказалось делом времени. Копировались самые удачные серии: Castle, Space, City, позже их список пополнился ещё некоторыми экземплярами. Помимо этого, у аналога был ещё один козырь - наборы военной тематики, чего LEGO старается избегать.

-4

Продажи росли как на дрожжах, и к 1996-ому компания поглотила фактически половину внутреннего рынка. С этого момента началась активная экспансия в страны Восточной Европы. В 1998 продукция стала поставляться в СНГ. К слову, начавшееся покорение игрушечной индустрии не могло остаться без внимания: Enlighten заметили сами датчане. Однако, тогда руки Лего были связаны кризисом, потому ничто не мешало продвижению новоиспеченного бренда.

В 2003-ем компания стала вторым по величине производителем конструктора Восточной Европы. В том же году компанию ожидал первый ребрендинг, что особо не повлияло на выпускаемую продукцию. По большей части, изменился только логотип.

-5

На протяжении всего первого десятилетия нарастал экспорт аналоговых конструкторов, главным образом в Юго-Восточную Азию, к 2012-ому производство на фабрике удалось полностью автоматизировать. Всё это привело к тому, что в 2015 году количество произведённых пластиковых кубиков перевалило за невероятные 3 миллиарда.

Переход от "подделки" к "аналогу"

К 2016 компания LEGO окончательно преодолела последствия финансовых трудностей нулевых и занялась решением давно назревшей проблемы: оголтелыми конкурентами из Китая, копирующими продукцию направо и налево. Как все помнят, первым под руку попал LEPIN. Начавшиеся судебные разбирательства продлились вплоть до 2019-ого, и завершились закрытием нарушителя интеллектуальных прав.

По-видимому, совет директоров Enlighten оценил перспективу попадания под суд и потому принял решение о скорейшем проведении реформ, связанных с изменениями в производимой продукции. Отныне курс был полностью взят на авторские серии и модели.

Некоторый наборы из сегодняшнего ассортимента компании
Некоторый наборы из сегодняшнего ассортимента компании

Первым шагом к "новой жизни" стала разработка и внедрение собственных минифигурок. Теперь персонажи лишь отдалённо напоминали LEGO: отличались причёски, кисти рук, в особенности головы и лица.

-7

В 2017 году запускается серия "Girls", которая получает огромное количество восторженных отзывов, а также становится самой продаваемой темой за всю историю бренда. Открывается вторая фабрика, специализированная на литье пластмасс. Таким образом, у компании появляются ресурсы для нового "скачка".

Уже к 2016-ому стало понятно, что название "Enlighten" себя изжило и ассоциируется у многих потребителей с устаревшими копиями датских конструкторов. Был необходим полный ребрендинг, способный освежить впечатления, а также более грамотно подстроиться под развивающийся рынок. Собственно, кардинальные изменения произошли в 2018 году. Навсегда изменился логотип, а также само наименование компании: отныне конструкторы продавались под маркой Qman. Появился обновлённый слоган: "Lighten the dream", что переводится на русский примерно как "зажги мечту".

-8

Началась интеграция в медиасреду, создавались тематические аккаунты в соц. сетях, заказывалась реклама. Тем временем, компания уже занимала лидирующие позиции практически на всех площадках, которые торговали "китайским Лего". Позже, отдел по продажам отчитался о немыслимых 15 миллиардах проданных деталей. Если бы эти элементы можно было выложить в ряд, цепочка из них обогнула бы земной шар более 9 раз!

2019 год отметился созданием дочернего бренда, получившего название "Enjoy Bricks", после появился ещё один - "Keepplay", знакомый энтузиастам по городским зданиям, сделанным в микромасштабе. Это позволило частично обойти ограничение, действующее на экспорт продукции из Поднебесной. В 2020 продолжался стабильный рост качества и количества производимых товаров.

-9

"Новейшее время"

Мы добрались почти до наших дней. Итак, марка Кьюман встречала 2021, имея большие планы и надежды.

И действительно, указанный год начался просто замечательно. В его начале случилась долгожданная коллаборация с компанией, разработавшей невероятно популярную в Азии онлайн-гонку: Speed Drifters. Помимо этого, в России открылся официальный интернет-магазин - теперь конструкторы можно было заказывать напрямую.

Но, внезапно, планомерное развитие было прервано громким скандалом: немецкая таможня по требованию LEGO конфисковала целый контейнер с продукцией Qman.

По словам датчан, произошло нарушение их прав на товарный знак, потому наборы должны были быть уничтожены, как контрафакт. Генеральный импортер Qman, хозяин YouTube-канала Johnny's World, решил отстаивать свою позицию в суде и подал иск на само LEGO. Более того, оный организовал сбор средств на закупку конструкторов Кьюман для детских домов Германии. Однако, игра не стоила свеч: суд встал на сторону датской компании.

Импортёр Qman в Европу
Импортёр Qman в Европу

Между тем, китайский бренд в целом не пострадал, так как главные рынки сбыта всё равно остались за ним. Продукция бывшего Enlighten даже сумела привлечь к себе внимание, что несколько компенсировало средства, потраченные на разбирательства с Lego.

В уходящем ныне году был подписан ещё один договор о сотрудничестве, на этот раз с правообладателями японского сериала "Ultraman". В качестве продуктов кооперации произошли различные тематические оружия и фигурки главных героев. Тогда же, в третий раз, поменялся логотип - он стал более минималистичным.

Один из плодов сотрудничества Qman и Ultraman
Один из плодов сотрудничества Qman и Ultraman

О производстве и о качестве

На сегодняшний день компания Qman располагает двумя фабриками: Guangdong Qman Culture Communication, Shantou Chenghai Huaxin Plastic Moulding Factory и фабрикой с неизвестным называнием.

Завод в провинции Гуандун - старейший и крупнейший в компании. Вот его немногочисленные фото:

Помимо производственных линий, в здании находится отдел по продажам, и маркетингу, отдел дизайна и 3D-моделирования, а также некоторые другие секции предприятия:

Литьё пластмассы осуществляется вполне современными станками марки Zhafir. По словам самих Qman, к 2015 году они заменили все устаревшие автоматы Haitian на электрические термопластавтоматы нового образца.

Как видно, детали сначала отливаются посредством упомянутых автоматов, а позже путём конвейерной ленты доставляются в упаковочную секцию, где расфасовываются по пакетикам, а позже распределяются по коробкам.

Бывший Enlighten отличается от остальных аналогов по нескольким признакам. Во-первых, на многих элементах присутствует тиснение, что уже говорит о солидности марки. Во-вторых, как отмечают некоторые потребители, пластик имеет весьма хорошее качество. Конечно, до стандартов LEGO оно пока не доросло, однако, как правило, оно выше чем у конкурентов.

Какие итоги?

Здесь стоит повторить тезис из самого начала статьи:

Компания Enlighten является поистине легендарным аналогом LEGO.

Её история интересна в первую очередь тем, как быстро и удачно происходили её реформы и как у неё умело получалось подстраиваться под окружающую среду. Несомненно, эти преимущества сделали из заурядной подделки полноценный аналог датского бренда, способный конкурировать за право обладать большими частями азиатского и восточно-европейского рынка. В какой-то мере, благодаря таким компаниям как Qman, Lego не смогло стать абсолютным монополистом и начать диктовать свои условия игрушечной индустрии.

📌Спасибо всем, кто дочитал до этого момента. Буду благодарен, если оцените представленный труд пальцем вверх.

Сегодня получилось нечто вроде "статьи с интегрированной рекламой" , хотя, разумеется, никто у меня её не заказывал, соответственно и не платил.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать всё самое интересное из мира LEGO. Также рекомендую ознакомится с ещё одной историей аналога датского конструктора - LEPIN, почитать о нём вы можете тут. Как и обещал, внизу вы можете найти все ресурсы, откуда был взят материал для данной статьи.

А с вами был Black Brick, до скорой встречи, пока!

The Qman Blocks was born↗; Qman History↗; Qman Toys Industry↗; Company Overview↗; Qman Toys↗; INTERVIEW WITH GUANGDONG QMAN↗