Найти в Дзене

История строительства жилых домов (часть 2) Брежневский период

История строительства бержневских домов. История строительства жилых домов с 70-х по 80 года 20 века

«Человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует в нем себя как дома: такие же дома, такие же улицы, такая же жизнь».

Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов «Ирония судьбы или с легким паром»

С середины 60-х годов в СССР началась так называемая «эпоха застоя», хотя многие исследователи называют период руководства страной Брежневым временем стабильности.

И действительно, в стране наступила такая стабильность, особенно в сфере строительства типовых домов, что мы до сих пор живем в городах, похожих друг на друга как две капли воды.

Именно тогда и образовался тот самый, известный каждому россиянину городской образ, который составляют однотипные «коробки» с плоскими битумными крышами.

В отличие от хрущевок, жилая застройка 1960-х–начала 1980-х годов все-таки отличается разнообразием. Квартиры в домах некоторых серий тех лет считаются добротным и сегодня. Однако значительная часть «брежневок» – это, всего-навсего, улучшенные «хрущевки». До рубежа 1960-70-х домостроительные комбинаты (ДСК) четко следовали постановлению Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

«Ранние» «брежневки» выросли до девяти этажей, но собирались из тех же газо- или керамзитобетонных панелей и, главное, в той же стахановской спешке.

В ту пору, СССР лидировал по вводу жилья на всем континенте (!).

При Брежневе ввели в эксплуатацию 1,6 млрд. кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн. чел. Однако количество, как известно, никогда не гарантирует качества.

Впрочем, кое-какие достижения имели место. Например, проектировщикам удалось несколько «приподнять» потолки – с 2,5 до 2,7 м., расширить площадь кухонь – с 5 до 7 кв.м. (в более поздних модификациях кухни достигали 13,5 кв.м.). К тому же в этих домах появились «заветные» для жильцов атрибуты комфортного проживания – лифты и мусоропроводы. Также как и «хрущевки», «брежневки» выигрывают за счет своего местоположения в районах с развитой инфраструктурой.

В 1969 году руководство страны поставило перед строителями задачу «повысить художественно-эстетический и эксплуатационный уровень жилья».

Благодаря новой политике в сфере домостроения ДСК получили определенную свободу в выборе материалов, технологий, а также планировки помещений. В связи с этим мы получили множество серий и типов домов, которые заполнили российские города.

-2

Серия блочных домов II-18 (9- и 12этажные) – одни из самых распространенных блочных зданий в Москве и России в целом. Их можно встретить и в престижных районах, и среди пятиэтажек.

Сегодня в них происходит плановый капитальный ремонт с использованием современных облицовочных панелей, дополнительного утеплителя и пластиковых окон.

Пик строительства подобного жилья пришелся на 60-е годы. Отличительные особенности: наличие только одно- и двухкомнатных квартир и объединенных санузлов с сидячими ваннами.

«Брежневки» серии 1-ЛГ-600 жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области называют «кораблями». Эти дома прозвали так за маленькие окна и строгий ряд балконов – все это напоминает пассажирский лайнер. Странно, но «корабли», являясь «поздними брежневками», проигрывали ранее построенным сериям, а иногда даже и «хрущевкам». Строились такие дома в 1970-х годах. В 9-, 12- и 15 этажных «кораблях» мало однокомнатных квартир, но зато много пятикомнатных, с проходной комнатой площадью 18 кв.м. Из нее можно выбрать путь в одну из трех спален – 6,2, 8,7 и 9,8 кв.м. «Приметы» домов этой серии: кухня 6,1-6,3 кв.м. и высоко расположенные окна.

Проектировщики предполагали, что за счет последнего станет возможным более рациональное использование свободного места в комнатах. Как показала практика, подобрать мебель, подходящую по габаритам к подобным архитектурным «изыскам», оказалось трудной задачей. К недостаткам таких квартир можно отнести плохую звукоизоляцию и отсутствие возможности даже незначительной перепланировки квартиры, так как практически все внутренние стены – капитальные.

Зато наружные панели из газобетона можно распилить обыкновенной пилой. Поэтому квартиры обладают очень плохой теплоизоляцией: нередко приходится изнутри утеплять наружные панели и латать стыки между ними.

Еще один часто встречающийся в наших городах вариант «брежневок» – это дома- «башни».

Они относятся к блочной серии II-18 и бывают 9- или 12ти этажными. В этих домах предусматриваются всего 1-2 подъезда, и 1-2-3 комнатные квартиры.

Среди «брежневок» строились кирпичные серии: например, здания серии II-29, которые существенно превосходят свои панельные аналоги. Толщина их кирпичных стен достигает 51 см, что обеспечивает хорошую теплоизоляцию. В зависимости от типа планировки в трехкомнатных квартирах все комнаты могут быть изолированными, что является большим плюсом. В серии богатый выбор планировок двухкомнатных квартир: их 5. Санузлы в домах серии II-29 разделены, высота потолков – 2.64 метра.

-3

Существенный минус – кухни менее 6 кв.м. Во многих квартирах заранее предусмотрены кладовка и встроенный шкаф. Кроме обычных многосекционных кирпичных домов серии II-29, встречаются также II-29 башенного типа; здания этой серии можно встретить на улицах Киева.

Серийные кирпичные здания, в названии которых фигурирует слово «башня» (Смирновская, Москворецкая, Тишинская, Башня Вулыха), считаются наиболее качественными среди кирпичных строений 70х-80х гг. Толщина стен в домах всех серий – более полуметра, а кухни, по сравнению с другими «брежневками», огромные – от 10 до 13 кв.м. Потолки также выше обычных – около 2.7 метра.

Однокомнатная квартира в «башнях» имеет стоимость на уровне стоимости двухкомнатной квартиры в новостройке; кроме вышеперечисленных плюсов, в этих в квартирах – большие лоджии и хорошая планировка.

Несмотря на то, что страна активно застраивалась серийными домами, встречались исключения из правил.

В Москве на Нежинской улице был построен Матвеевский дом, формой напоминающий форт. Этот творение архитекторов не числится ни в одном из реестров. Масштабы постройки впечатляют: 9 этажей, 26 подъездов, 936 квартир и огромный, соизмеримый разве что с футбольным полем, двор.

В начале 70-х сюда переселились тысячи очередников. Но, несмотря на необычную форму, это – панельная девятиэтажка для обыкновенных советских граждан. А что же с «необыкновенными»? Все просто.

-4

Для представителей партийно-государственной элиты строились свои исключения. Именно тогда наряду с домами массовых серий столица стала застраиваться кирпичными домами улучшенной планировки – с просторными комнатами, трехметровыми потолками, большими кухнями, холлами и гардеробными.

Естественно, для представителей ведомств разного статуса строилось разное жилье.

Для представителей советской «верхушки» предназначались особые дома, для технического персонала – обычное жилье в типовых домах улучшенной планировки.

По сути, это был первый опыт возведения в Москве домов со строгим отбором жильцов, замкнутой инфраструктурой, используемой исключительно членами правительства и их семьями.

На подземных этажах располагались бомбоубежища, а по слухам, в некоторых особо статусных домах были даже секретные ходы, ведущие в метро.

-5

Цековские дома строились в самых престижных районах столицы: на Арбате, Бронной улице, Чистых и Патриарших прудах.

В 1978 году был построен «дом Брежнева» в Гранатном переулке. По архитектуре он не похож ни на один цековский. Просторный вестибюль, три лифта, большая территория с вековыми дубами, несколько теплых гаражных боксов на территории сделали этот дом самым значительным жилым проектом брежневского периода.

Квартира самого генсека находилась на 6 этаже, занимая его почти целиком, и заметно выделялась среди других квартир из-за большей высоты потолков. Но Брежнев так сюда и не переехал.

Предложение в этом доме в Гранатном переулке, по словам риелторов, уйдет и сегодня по любой цене, потому что в районе Патриарших такого дома больше нет, и ни одна новостройка с ним не конкурирует по расположению. Однако квартиры на продажу в этом доме появляются разве что раз в пять лет.

Если «хрущевки» относительно однородны – в хрущевское время жилищное строительство было максимально сосредоточено на малогабаритных, панельных домах, промышленном домостроении, -- то «брежневские» дома практически невозможно выделить в одну категорию.

Дома, построенные в тот период, слишком разные.

Брежневский период, во-первых, более длительный, чем хрущевский. Во-вторых, в брежневское время жилье строилось более разнообразное. Было построено множество различных серий типовых панельных домов. Как правило, это была некая типовая панель, которая по своим потребительским качествам была выше, чем квартиры в домах, построенных в хрущевский период. В среднем, размер кухни здесь составлял 7-10 кв. м, увеличивалось количество лифтов в доме и т.д.

При этом в брежневское время были и дома улучшенной планировки, те, которые в свое время называли «кирпич с большой кухней», их еще называли «дома Совмина», «дома ЦК» и др. Это более комфортные, кирпичные дома 12-16 этажей. Квартиры в них имели удобную планировку, большие кухни, просторные комнаты.

По своим потребительским характеристикам такие квартиры можно было сравнивать с лучшими квартирами «сталинских» домов, которые располагались на основных правительственных трассах.

Не без исключений, но в целом, городской образ, созданный в 70-е–80-е годы, существует и по сей день.

В 80-е Михаил Горбачев запустил новую жилищную программу под лозунгом «Каждой семье – отдельное жилье к 2000 году».

По известным причинам она так и не была реализована, но это уже совсем другая история строительства.

Резюмируя историю  о «брежневском» периоде в строительстве.

Обсуждая заданную тему, хочу сделать акцент не на технических параметрах, а на атмосфере строительного комплекса того периода.

Ведь строительство, это не только конечный продукт – возведенные дома, но и, прежде всего, его обеспечение – интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы. Поэтому, вспоминая брежневскую эпоху в строительстве, основной упор сделаю на созданные в стране к середине 60-х годов условия и появившиеся предпосылки. Люди моей профессии и моего поколения (не говоря уже о тех, кто старше) никогда не назовут годы правления Брежнева застоем.

Отдельные идеологические перекосы тех лет, вызванные, в основном, естественным старением и консерватизмом правящей элиты, ни в какое сравнение не идут с гримасами сегодняшней пародии на капитализм, с моральным и материальным прессингом власть имущих по отношению к своему народу.

Более того, при «дорогом» Леониде Ильиче строительная отрасль достигла своего наибольшего расцвета. Если при прежних правителях в строительстве вынужденно доминировали политическая составляющая (сталинский монументализм) и социальная направленность (хрущевский минимализм), то брежневская эпоха характерна тем, что значительно возросшие темпы строительного производства давали людям не только квадратные метры собственного бесплатного жилья, но и обеспечивали его более высоким уровнем комфорта.

-6

Составляющие последнего – удобная планировка, более просторные комнаты и более высокие потолки, увеличенные кухни и прихожие, раздельные санузлы, лифты, лоджии, мусоропроводы. Уют интерьеров обеспечивался сравнительно неплохим, на тот период, уровнем отделки.

За всю историю существования СССР и современной России, в эпоху правления Брежнева строительная отрасль развивалась наиболее гармонично.

Как спицы в сбалансированном колесе, четко и взаимосвязано работали основные ее составляющие – архитектурно-проектный комплекс, промышленность стройматериалов и строительное производство.

Бесперебойно функционировала система подготовки квалифицированных кадров для строительства. Профильные учебные, научно-исследовательские и проектные институты, тресты, опытные и экспериментальные производственные базы, отраслевые учебно-производственные комбинаты и прочие учреждения готовили специалистов-строителей, а действующим работникам проводили переподготовку и повышали квалификацию.

Невидимой стороной для обывателей оставалась такая область, как строительная наука.

Между тем, огромные средства, вкладываемые государством, наряду с высоким творческим потенциалом советских ученых и инженеров, дали в 70-х годах небывалый доселе результат в виде большого числа полезных прикладных разработок.

Смею вещать об этом, так как знаком с темой не понаслышке – довелось служить рядом с главными строительными «полководцами» страны – в «мозговом центре» Минстроя СССР, его Главном техническом управлении.

Новаторские идеи претворялись в перспективные решения, лучшие из которых немедленно внедрялись в строительное производство.

Постоянно совершенствовались методы организации работ и контроля качества, сетевые графики, расчетные методики и технологические карты, конструктивная и технологическая оснастка, строительные машины, средства малой механизации, инструментарий и пр.

Все это существенно облегчало труд строителей и увеличивало его производительность. Нельзя не отметить и роль финансово-экономических разработок, привнесенных наукой, внедрение которых позволило значительно поднять материальную составляющую мотивации людей, занятых в строительной отрасли.

Высокие зарплаты и премии по результатам труда, наряду с созданными (особенно в период строительства объектов Олимпиады-80) хорошими бытовыми условиями строителей являлись отличными стимулами для профессионального роста работников.

Недаром в те годы профессия строителя считались одной из самых почетных и высокооплачиваемых в стране. Будучи апологетом точного подхода к ценообразованию, добавлю – именно тогда сметная стоимость строительства была наиболее близкой к реальности.

Сегодня же, благодаря усилиям отдельных «заслуженных» строителей и способствующим им высоких чиновников, большая часть цены строительного продукта представляет собой спекулятивный надув – «доля» тех невидимок, которых вынуждены кормить счастливые обладатели квартир в новостройках.

-7

Глобальная индустриализация отрасли позволяла ставить выпуск серийной строительной продукции на поток. Этим занимались ДСК – домостроительные комбинаты – отраслевые концерны, проводящие весь цикл строительного производства от проектирования объектов до сдачи их в эксплуатацию.

Палитра возводимых типов домов и диапазон модификаций удачных серий поражают своим разнообразием. Перечни их кодовых названий и паспортных характеристик занимают сотни страниц технических реестров.

Нет нужды приводить их серийные цифры и аббревиатуры. Блочные и панельные, кирпичные и монолитные, каркасные и комбинированные. Типовые – для народа и индивидуальные – для номенклатуры. От самых простых – для рядовых граждан до самых «навороченных» – для «слуг» этих рядовых граждан.

Удовлетворялись запросы любых групп населения. Дома дифференцировались не только по конструктивно-технологическим и эксплуатационным характеристикам, но и по уровню комфорта, который, наряду с конструктивом, обеспечивался удобной планировкой, современными отделочными материалами, элементами оборудования и деталями интерьера.

-8

Апофеозом комфортности считался так называемый «дом Брежнева», возведенный в Гранатном переулке для проживания самого генсека, недалеко от Дома архитектора. Строительство жилых кварталов велось по принципу комплексной застройки. Элементы оптимальной инфраструктуры тщательно подбирались и рассчитывались, исходя из числа и потребностей жителей. Вместе с жилыми домами возводились детские сады и ясли, школы и поликлиники, магазины и прачечные, протягивались ветки метро.

Наиболее знаковый пример сбалансированной инфраструктуры – микрорайон Ясенево. «Народное жилище» не только избавилось от совмещенных санузлов и тесных кухонь и стало прирастать этажами, лифтами, большими лоджиями и развитой инфраструктурой. Существенно улучшились потребительские качества квартир, в частности, их звуко- и теплоизоляция. Заметно снизилось количество недоделок и скрытых дефектов. Перестали быть непременными атрибутами каждого построенного дома т.н. «мостики холода», промерзающие углы и протекающие межпанельные швы.

Как водится, в результате формального подхода к лозунгу тех времен о том, что «экономика должна быть экономной», не обходилось и без отдельных казусов.

В частности, не получили серийного распространения дома, прозванные в народе за внешний вид «кораблями». Длинные многоподъездные корпуса с высоко расположенными окошками-иллюминаторами и сугубо корабельной планировкой, «корабли» имели не только низкие показатели удельной стоимости (руб/м²). Такими же оказались и их потребительские характеристики.

Что касается увеличения этажности городских домов (мера вынужденная, вызванная рядом социальных факторов, в частности, необходимостью обеспечить жильем армию дополнительно привлекаемых трудовых ресурсов – т.н. «лимитчиков»), то, на мой взгляд, этот фактор никак нельзя отнести к элементам, создающим комфорт. Скорее, наоборот.

Конечно, с позиции сегодняшнего дня, унифицированные кварталы

«спальных» районов с домами-муравейниками выглядят нелепо. Но для того времени совмещение небывалых темпов массового жилищного строительства с многообразием серий и их модификаций и возросшим уровнем комфорта было великим прорывом в плане улучшения жизненных условий советских людей.

В целом, отношение к эпохе правления Брежнева у людей может быть неоднозначным, как и к любой другой. Если же взять только «строительно-жилищный» аспект, то никогда прежде не было и уже наверняка не будет в будущем тех возможностей и той доступности к получению качественного бесплатного жилья.

СССР
2461 интересуется