Этот персонаж уже появлялся в нашей интерактивной книге «Там, на разведанных дорожках», а также в междусловии былички «Не обуза!».
Теперь мы добавили его в игру «Глушь», но в древнем, многими забытом, облике.
На Русском севере в лешего по-прежнему очень сильно верят и чаще подвергаются его влиянию, чем на юге: в Белоруссии и на Украине.
Там он, согласно быличкам, имеет вид, человека в белом огромного роста.
Восточные же славяне в целом его описывают как старика с белой бородой, одетого в обычную крестьянскую одежду, полы которой запахнуты неправильно: правая на левую (то есть по-женски).
Если посмотреть на лешего так, получается этакий Морозко из заснеженной пущи, как в одноименной сказке.
Леший отличается от остальных жителей чащобы тем, что его считается полноправным Хозяином всего зверья и дичи. Поэтому и гоняет туда-сюда по владениям табуны мышей, зайцев, белок и других грызунов волков.
Он часто вредит людям, но редко калечит до смерти. Так в Курской области верят, что он заводит к себе глушь и душит. Но гораздо чаще появляется на лесной дороге в облике знакомого, соседа, родственника, случайного прохожего или ямщика, предлагает заплутавшему человеку довести или подвезти до дома, а затаскивает в дебри, или на болото, или в овраг, или на бобровую плотину, или куда-то ещё.
Леший морочит людей и глумится, на теми, кто нарушает правила: у грибника корзину прячет; у дровосека – топор; охотника влезть на дуб заставляет; чтобы проучить нерадивого пастуха, забредшую в чащу корову «закрывает» (то есть делает невидимой); путника укладывает спать на муравейник, если тот заночует в дебрях; и много всего иного.
А ещё он может похитить дитя, если мать того «облешакала».
Как уберечься от этого?
Во-первых, не нужно никого к лешему посылать. Во-вторых, важно правильно вести себя в лесу: не шуметь, не свистеть, не ругаться, и, прежде, чем зайти туда, попросить разрешения собирать ягоды, грибы, плоды, охотиться на дичь или пасти скот.
Чтобы Леший помог, его нужно задобрить или заключить с ним договор.
В первом случае делают подношение: блины, лепёшки, пироги или прочую домашнюю еду следует принести в лес и положить на пенёк.
Во втором случае, нужно пойти ночью перед Купалой в лес, срубить осину так, чтобы та упала на восток, потом встать на пень лицом в ту же сторону, нагнуться и глядя между ног сказать: «Дядя леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, а таким явись, каков есть». Пришедшего на зов Лешего можно и об услуге просить, только за это придётся отдать ему душу и соблюдать тайну договора.
На основе такого договора строились отношения с лешим пастухи, знахари, охотники, то есть все, кого народ считал колдунами.
Например, чтобы Хозяин разрешил на полянах выпас, следовало в полночь прийти к пню, куда носят дары, и обещать ту корову из стада, которая зайдет в лес самой первой. Причём пастух после должен был соблюдать множество запретов: не играть на гармони, не есть ягод в лесу и т. д. Если он кому-то раскрывал тайну договора, леший и убить мог. Известен случай (быличка), когда рассерженный леший насмерть забил верхушками сосен пастуха, который заменил обещанную ему корову другой, потому что первая принадлежала бедной вдове с маленькими детьми.
Если же человек заблудился, ему нужно уподобиться лешему, вывернув одежду наизнанку или надеть задом наперёд, особенно рукавицы, шапку и тулуп – это всегда помогает (потому что леший, на самом деле…)
Также уберечься от него помогают соль, огонь и магический круг, очерченный осиновой или очищенной от коры (что важно) липовой палкой, ножом или кочергой. Не только в чащобе. Потому что бывает, леший подходит близко к людским жилищам, заходит на гумна, развязывает снопы, раскидывает их.
Благодарим за прочтение!!!
(Информация взята из научных источников.)
П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования фольклора и разработки аутентичных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).
#Леший – не#энт и не человек, а #хозяин лесов – #медведь
#Интерактивная книга #Там, на разведанных дорожках