Если квартира оборудована счетчиками воды, собственник должен периодически проводить их поверку. Только в этом случае показания приборов будут считать достоверными. Каким образом жители могут подтвердить результаты диагностики управляющей компании, уточняет проект правительственного постановления «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», опубликованный на официальном сайте правовых актов.
Подтверждение в онлайн-режиме
Прецедентом для разработки документа стал судебный процесс между москвичом и ГБУ «Жилищник Останкинского района». Мужчина провел поверку приборов учета горячей воды и данные о ее результатах были включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»). Но коммунальщики выставили в квитанциях оплату не по счетчикам, а по нормативу, потому что житель не предоставил письменного свидетельства о поверке. После правового разбирательства Верховный суд России признал за гражданами право не предоставлять копии результатов поверки прибора учета, если электронные сведения уже переданы в «Аршин».
Кроме того, Верховный суд постановил с 1 сентября 2022 года признать недействующим подпункт «д» пункта 34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где сказано об обязанности потребителей коммунальных услуг «направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета». После этого Правительством был разработан проект постановления «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В нем говорится, что в соответствии с внесенными изменениями в часть 4 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» подтверждают результат поверки счетчиков электронные записи, которые вносят в ФГИС «Аршин». Поэтому предоставлять управляющей компании свидетельство о поверке на бумажном носителе больше не нужно. Такое требование, уточняется в документе, «не должно применяться как противоречащее нормативному акту большей юридической силы».
По ГОСТу и по паспорту
О том, как правильно провести поверку, «Парламентской газете» рассказал член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Александр Евсеев. Он отметил, что все приборы учета, согласно статье 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», подлежат сначала первичной, а в процессе эксплуатации периодической поверке. Если этого не делать, то платить за расход воды придется по нормативу с коэффициентом 1,5.
Сейчас поверка приборов измерений регламентируется государственным стандартом, который вступил в силу 1 ноября 2022 года. В документе сказано, что диагностику счетчиков должны проводить только компании, прошедшие процедуру официального подтверждения в Национальной системе аккредитации и занесенные в реестр. Их список представлен на сайте Росаккредитации.
Поэтому если такую процедуру предстоит пройти первый раз, то обращаться нужно в компанию, у которой есть госакрредитация. В случае если организация сама предлагает свои услуги, нужно попросить предоставить реестровый номер и документ, подтверждающий госаккредитацию, посоветовал Александр Евсеев.
Также он рассказал, что, оформляя заявку, лучше всего уточнить механизм поверки: со снятием счетчика или без снятия, упомянуть о том, какой именно прибор учета нужно проверить - горячей или холодной воды, а может быть, сразу оба, узнать стоимость и порядок оплаты работы и не забыть записать номер заявки. Перед визитом специалиста лучше проверить целостность пломбы на счетчике и сфотографировать ее. А во время поверки уточнить у мастера номер заявки.
После процедуры на руках у заказчика должно быть три документа: договор на оказание услуг, акт о выполнении поверки, квитанция об оплате. Организация, которая провела поверку, должна в течение сорока рабочих дней внести информацию об этом в «Аршин». Найти данные о поверке своего счетчика можно по номеру прибора.
Для того чтобы понять, когда нужна повторная процедура, нужно посмотреть в паспорте счетчика, там должна быть указана дата следующей поверки. «Часто в почтовые ящики кидают листовки с информацией о необходимости пройти поверку счетчиков во всем доме. Но это не соответствует действительности и вводит людей в заблуждение, потому что поверочный интервал и срок очередной поверки у каждого счетчика свой. Даже в одной квартире сроки поверки прибора учета могут разниться: для холодной воды это обычно четыре года, для горячей — шесть лет, не говоря уже о целом доме», — предупредил Евсеев.