Найти тему
чопочитать

Сколько зарабатывали Толстой и Тургенев и хватало ли им?

Писателям платили не всегда. Только в начале XIX века гонорар начали получать редакторы за издание литературных журналов. Затем оплата стала поступать известным авторам, которых точно можно было продать. Затем, в 1825 году, всем публиковавшимся в альманахах начали потихоньку платить. Но это вызвало большие споры: писательский труд нужно оплачивать или нет? Не становится ли этот процесс из-за денег конвейерным? Не перестает ли писатель быть пророком?

Конечно, тогда у писателей просто были другие источники дохода. Кто-то получал деньги от имения, от наследства, кто-то работал в тех же журналах на правах журналиста, кто-то занимался переводами... а вот быть профессиональным писателем – это нонсенс. В этом плане мне нравится позиция Пушкина:

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

К нему вопросов не было. Позднее, в 1840-х годах писатель-профессионал стал быть нормой. Вспомните Достоевского, который проигрывался, а затем быстро писал, продав права на произведение еще до того, как оно было написано.

В книге, из которой я брала все данные (ниже приведу ее), автор говорит о том, что в среднем литератору, чтобы получать 1-1,5 тыс. рублей в год (а для безбедной жизни неженатому мужчине нужно было порядка 2 тыс. рублей), нужно было выпускать примерно по одной книге в год. Так что зарабатывать писательством практически невозможно было что тогда, что и сейчас. Почему так?

Все логично. 80% населения на тот момент вообще не было читающим. Часть из читающей аудитории предпочитала литературу на иностранных языках, читала в подлиннике, часть – переводную литературу (в целом все как сейчас, только причина у нечитающих другая). То есть не было потребности в хорошей литературе, поскольку ее потребителей было слишком мало. Низкий спрос при большом предложении – дешевый товар.

Со временем ситуация выправлялась. Вот таблица, в которой можно сравнить оплату писателей. Стоимость указана в рублях за 1 печатный лист (книга – это около 20 печатных листов):

Если нажать на таблицу, то она станет крупнее
Если нажать на таблицу, то она станет крупнее

Из таблицы видно, что больше всех получал Толстой. Почти всегда. Но он изначально ставил себя так. Также вдумчиво продавал свои труды Тургенев, иногда даже за те же деньги, что и Толстой. Достоевскому до них всегда было далеко... зато ценили Лескова. А Чехов, публиковавшийся за приличную плату, просил не афишировать его гонорар.

Поэзия и тома

Позже всего начали оплачивать поэзию. Выжить поэту только за счет публикации стихов было практически невозможно, поэтому они были вынуждены подрабатывать переводами или писать рецензии и фельетоны.

По максимальной ставке оплачивались Некрасов, Майков, Фет, Полонский, Плещеев (10-15 рублей за стихотворение на одну страницу). Первые профессиональные поэты, имеющие возможность жить только за счет стихов, появились только в в 1890-х, это Афанасьев, Чюмина, Фофанов, например.

Больше денег получали те авторы, которые публиковались в журналах. Логично – у журналов есть подписчики, а популярные авторы этих подписчиков только прибавляют. Опубликовать произведение отдельным изданием – это риск. Его могут не купить. Зависит от автора, конечно. Толстому, думается, бояться было нечего. В любом случае, гонорары за книги были примерно в 10 раз меньше, чем за журнальные публикации.

Итак, в XIX веке только десятки (!) авторов могли жить только за счет публикаций своих произведений. Думаю, многие из нас могут назвать практически все фамилии. Рост таких авторов до сотен и даже тысяч произошел только в начале XX века, не в последнюю очередь благодаря Горькому и издательству «Знание».

Кажется, ничего в писательском мире и не меняется сквозь века. Разве что пиратских сайтов тогда не было. У каждого века свои проблемы, а итог один – писатель, видимо, останется голодным.

Ах да, источник. «От Бовы к Бальмонту», автор Рейтблат, издательство «Новое литературное обозрение», причем книгу я купила в переиздании 2009 года, а до этого читала в библиотеке (единственный экземпляр! в читальном зале!) очень старое издание. Уже делала одну статью по ней, эта – вторая. Если заинтересует, то книги нет нигде кроме как на Лабиринте.

Что ж, писателем всегда было быть непросто. А вы как думали?