Писателям платили не всегда. Только в начале XIX века гонорар начали получать редакторы за издание литературных журналов. Затем оплата стала поступать известным авторам, которых точно можно было продать. Затем, в 1825 году, всем публиковавшимся в альманахах начали потихоньку платить. Но это вызвало большие споры: писательский труд нужно оплачивать или нет? Не становится ли этот процесс из-за денег конвейерным? Не перестает ли писатель быть пророком?
Конечно, тогда у писателей просто были другие источники дохода. Кто-то получал деньги от имения, от наследства, кто-то работал в тех же журналах на правах журналиста, кто-то занимался переводами... а вот быть профессиональным писателем – это нонсенс. В этом плане мне нравится позиция Пушкина:
«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
К нему вопросов не было. Позднее, в 1840-х годах писатель-профессионал стал быть нормой. Вспомните Достоевского, который проигрывался, а затем быстро писал, продав права на произведение еще до того, как оно было написано.
В книге, из которой я брала все данные (ниже приведу ее), автор говорит о том, что в среднем литератору, чтобы получать 1-1,5 тыс. рублей в год (а для безбедной жизни неженатому мужчине нужно было порядка 2 тыс. рублей), нужно было выпускать примерно по одной книге в год. Так что зарабатывать писательством практически невозможно было что тогда, что и сейчас. Почему так?
Все логично. 80% населения на тот момент вообще не было читающим. Часть из читающей аудитории предпочитала литературу на иностранных языках, читала в подлиннике, часть – переводную литературу (в целом все как сейчас, только причина у нечитающих другая). То есть не было потребности в хорошей литературе, поскольку ее потребителей было слишком мало. Низкий спрос при большом предложении – дешевый товар.
Со временем ситуация выправлялась. Вот таблица, в которой можно сравнить оплату писателей. Стоимость указана в рублях за 1 печатный лист (книга – это около 20 печатных листов):
Из таблицы видно, что больше всех получал Толстой. Почти всегда. Но он изначально ставил себя так. Также вдумчиво продавал свои труды Тургенев, иногда даже за те же деньги, что и Толстой. Достоевскому до них всегда было далеко... зато ценили Лескова. А Чехов, публиковавшийся за приличную плату, просил не афишировать его гонорар.
Поэзия и тома
Позже всего начали оплачивать поэзию. Выжить поэту только за счет публикации стихов было практически невозможно, поэтому они были вынуждены подрабатывать переводами или писать рецензии и фельетоны.
По максимальной ставке оплачивались Некрасов, Майков, Фет, Полонский, Плещеев (10-15 рублей за стихотворение на одну страницу). Первые профессиональные поэты, имеющие возможность жить только за счет стихов, появились только в в 1890-х, это Афанасьев, Чюмина, Фофанов, например.
Больше денег получали те авторы, которые публиковались в журналах. Логично – у журналов есть подписчики, а популярные авторы этих подписчиков только прибавляют. Опубликовать произведение отдельным изданием – это риск. Его могут не купить. Зависит от автора, конечно. Толстому, думается, бояться было нечего. В любом случае, гонорары за книги были примерно в 10 раз меньше, чем за журнальные публикации.
Итак, в XIX веке только десятки (!) авторов могли жить только за счет публикаций своих произведений. Думаю, многие из нас могут назвать практически все фамилии. Рост таких авторов до сотен и даже тысяч произошел только в начале XX века, не в последнюю очередь благодаря Горькому и издательству «Знание».
Кажется, ничего в писательском мире и не меняется сквозь века. Разве что пиратских сайтов тогда не было. У каждого века свои проблемы, а итог один – писатель, видимо, останется голодным.
Ах да, источник. «От Бовы к Бальмонту», автор Рейтблат, издательство «Новое литературное обозрение», причем книгу я купила в переиздании 2009 года, а до этого читала в библиотеке (единственный экземпляр! в читальном зале!) очень старое издание. Уже делала одну статью по ней, эта – вторая. Если заинтересует, то книги нет нигде кроме как на Лабиринте.