Всем привет! В прошлой статье на графиках и таблицах мы посмотрели, как изменялись баллы участников финала Гран При (т.е. 6 сильнейших фигуристов мира) в мужской и женской одиночке.
Как и обещала, выкладываю статистику по парам.
Спортивные пары, статистика
Обезличенная статистика у спортивных пар выглядит следующим образом:
Здесь мы видим очень явную и яркую тенденцию: рост баллов в олимпийский сезон и спад в послеолимпийский.
Спортивная жизнь пары длинная, длится от 10 до 20 лет, поэтому пары, очевидно, научились регулировать режим тренировок и нагрузки таким образом, чтобы на пик выходить к олимпиаде.
Девушки не могут позволить себе такую роскошь: не возьмешь медаль сегодня, кто знает, получится ли в следующем году, или во взрослые выйдет очередная сильная юниорка.
Периоды роста:
- 2009-10 (олимпийский сезон) - рост в среднем на 20(!) баллов у всех
- 2013-14 (олимпийский сезон) - рост в среднем на 20 баллов у всех
- 2017-18 (олимпийский сезон) - рост более чем на 20 баллов у всех
- Также можно заметить, что если бы в сезоне 2021-22 (олимпийском) проводился бы ФГП, то в этом сезоне лидеры (Суй/Хань, МиГ, БиК, Рыжики) вероятно набрали бы суммы в 220-240 баллов, а 5-6 место набирали бы баллов этак 210, т.е.по сравнению с сезоном 19-20 мы бы опять увидели рост приблизительно на 20 баллов
Периоды спада:
- 2010-11 (послеолимпийский) - спад в среднем на 10 баллов
- 2014-15 (послеолимпийский) - спад в среднем на 7-10 баллов
- 2018-19 (послеолимпийский) - спад в среднем на 15 баллов
- 2019-20 - единственный не послеолимпийский
- также существенный спад наблюдался бы в этом сезоне (послеолимпийском), если бы в прошлом годе не отменили ФГП. В прошлогоднем ФГП победители текущего финала Миура/Кихара боролись бы на 5 место с Павлюченко/Ходыкиным.
Итого мы видим тенденцию: в олимпийский сезон пары напрягаются и выдают +20 баллов роста, в послеолимпийский идет откат на 10-15 баллов. В итоге за целый олимпийский цикл происходит рост примерно на 7 баллов.
Смотрим с фамилиями:
Как я уже говорила, видна явная зависимость от олимпийского сезона, вне зависимости от фамилий (которые остаются одни и те же годами).
Также можно выделить спад сезона 2019-20 - в нем сменились лидеры, многие закончили, пара Суй/Хань пропустила из-за травм, Тарасова/Морозов, будучи сильнейшей парой мира на тот момент, умудрились так отвратительно выступить на этапах, что пролетели мимо финала. Неоперившиеся еще БиК и МиГ не могли претендовать на высокие места, к тому же БиК нехило наваляли в произвольной.
Сильно ли "откатились в прошлое" пары в текущем сезоне, без российских пар?
Первые 2 пары - нет, не очень сильно. Миура/Кихара и Книрим/Фрейзер находятся на конкурентном уровне, который вполне соответствует уровню топовых пар еще в 2018-2019-2020 годах. Конечно, Книрим/Фрейзеру баллы еще и подтягивают, т.к. качество исполнения у них оставляет желать лучшего, но тем не менее.
Но за этими двумя парами, увы, пропасть. Остальные пары получают баллы, как получали финалисты ГП 10-15 лет назад.
Ну что, выпускайте Савченко?)
Да и попытка Натальи Забияко вернуться на соревновательный лед не выглядит такой уж нелепой: до 2019 года Наталья с партнером набирала 200-210 баллов, даже если учесть, что ее уровень мог сильно просесть за прошедшие годы, вполне вероятно, что после грамотных тренировок она могла бы выступать не хуже Стеллато-Дудек.
Танцы на льду
Периоды роста:
- 2007-08 - небольшой рост у всех (примерно +5 баллов)
- 2011-12 - самый значительный рост за время наблюдения (10-15 баллов у лидеров, 20 и более у предтопов!)
- 2016-17 - заметный рост у всех (на 10-15 баллов)
- 2019-20 - заметный рост (на 10-15 баллов)
Периоды спада:
- 2008-09 - спад в среднем на 10 баллов у всех
- 2014-15 (послеолимпийский) - небольшой спад, в среднем 5-8 баллов
Здесь можно заметить отсутствие всякой связи с олимпийским сезоном. Ни один из крупных "всплесков результатов" не попал на олимпийский год, а в послеолимпийские сезоны не наблюдается спада.
Попробуем глянуть на таблички с фамилиями, может там есть какое-то объяснение?
К сожалению, и тут я не могу найти никаких зависимостей. Я полагала, что результаты пар идут вверх при появлении на мировой арене новых сильных самобытных пар, но нет, в танцах пара может взлететь внезапно как в начале своей карьеры, может 10 лет кататься абы как, а потом быть признанной как новые гении, а может сначала показать хорошие результаты, потом откатиться, а потом снова подняться.
Поистине, самый загадочный вид.
Позволю здесь высказать довольно популярное мнение, с которым я отчасти согласна: авторитетные пары, выступающие десятилетиями, часто начинают бренчать на одной и той же струне, тогда как новые молодые пары вносят разнообразие и именно эти пары двигают дисциплину "танцы на льду" вперед, т.к. это единственный способ для молодых пар как-то бороться с более опытными. При этом судьи "подзажимают" молодой паре ГОЕ и компоненты, чтобы оставался разрыв между амбициозными "новичками" и опытными парами. Когда лидеры уходят, то эти самые молодые и наиболее талантливые пары выходят на первый план и спустя 1-2 сезона их результаты оказываются максимальны - они все еще самобытны, интересны, все еще "двигают вперед", но уже авторитетны и получают высокие оценки от судей. Через какое-то время идет "откат" - пара выходит на стогнацию, развитие прекращается, но судьи все еще продолжают ставить им высоко, чтобы пара взяла все положенные медали и отправилась на покой, дав дорогу молодым.
Есть в танцах на льду и еще одна особенность: баллы в этой дисциплине не могут вырасти резко, как, например, у одиночников: выучивший новый прыжок одиночник/одиночница может резко начать получать на десятки баллов выше, в танцах такое невозможно.
С учетом всех этих особенностей оказывается, что колебание баллов лидеров в танцах зависит от максимального числа факторов (сколько сильных пар стоят в очереди на данный момент, как давно сменялись лидеры, сколько лет лидерам и так далее).
Что касается отсутствие российских пар на стартах: это никак не сказалось на мировых танцах. Можно сказать, что отряд не заметил потери бойца. "Уход на пенсию" сразу нескольких сильных пар, как это случилось в этом сезоне (Пападакисы, Кацалаповы, Хаббел/Донохью) - это нормальная для танцев ситуация, которая быстро выравнивается.