Недавно в моём сообществе в сети ВК " Родовое поместье "Волшебное. Томская область" в комментариях к одной статье состоялась переписка с жителем Томска по поводу акклиматизации южных растений из семян. Возможно, это будет ещё кому-то интересно.
Андрей Соколов:
- Пробовали акклиматизировать павловнию войлочную? Мечтаю, чтобы с кем-то попробовать акклиматизировать в томских условиях.
Ирина Лысенко:
- Павловния войлочная пока без вариантов - на следующий год после зимовки от неё останется лишь сухой прутик. Или, в лучшем случае, как это было у меня с персиком в очень снежную зиму: под снегом невызревший зелёный стволик первую зиму ещё вытянет, а во вторую погибнет. Для таких растений у нас ещё, несмотря на потепление, слишком короткий вегетационный период. Но, думаю, лет через 20 ситуация может измениться, ведь даже за предыдущие 7-8 лет у нас климат существенно изменился в сторону потепления и удлинения вегетационного периода.
Андрей Соколов:
- Мне кто-то предлагал технологию акклиматизации (районирования): садишь 1000 растений, из них около 100 выживают в первую зиму, из которых вторую зиму перезимует и выживет - 2-3 растения, и именно эти, дошедшие до плодоношения, станут основой новой культуры. Такое возможно? Отбор из большого множества.
Ирина Лысенко:
- Теоретически это возможно у нас. В средней полосе этим Мичурин активно занимался. И ключевое здесь - средняя полоса.... Это не Сибирь, и, тем более, не Западно-Сибирская низменность. Мичурин, по сути, не столько выведением морозостойких растений занимался, сколько выведением устойчивых к выпреванию растений. Правда, и сам это не понял, относил это всё к повышению морозостойкости. А это не совсем так. Это очень бо-о-о-льшая тема, не смогу сейчас кратко в двух словах объяснить.
Если вы возьмёте семена от растений, акклиматизированных в средней полосе России, то однозначно из 1000 шт что-то таки получится дельное, даже в наших непростых условиях. А по некоторым видам почти все сеянцы из таких семян будут акклиматизированы в плане умения вместиться в наше лето. Но надо помнить, что акклиматизация должна идти, как минимум, в двух направлениях: повышение морозостойкости и повышение устойчивости к выпреванию. Если у сеянца к зиме вызрел центральный ствол и основная часть боковых веток, то по определению акклиматизация в плане морозостойкости наличествует. А вот в плане выпревания навряд ли (исключение - особо влагостойкие виды, терпящие застой влаги в почве). К выпреванию получится приучить только через множественный пересев из поколения в поколение, если удастся семена получить.
А вот если возьмёте семена павловнии, привезённые из широты 37 гр., то навряд ли что-то получится - ни в плане повышения морозостойкости, ни в плане приученности к выпреванию. Её нужно сначала в средней полосе и чуть севернее акклиматизировать, а потом от приученных там сеянцев семена брать, и в Сибирь. Слишком короткое лето у нас для неё, если напрямую с её родины семена брать, не успевает толком одревеснеть. Она же на родине своей чуть ли не в субтропиках живёт - широта 37 гр. Сразу из субтропиков, да превратить её в сибирячку навряд ли получится: не вызревает к зиме даже центральный ствол.
Но бывает и такое: мне удалось много лет назад получить акклиматизированные 9 сеянцев из 100 конского каштана обыкновенного, семена были заказаны мной в "Агбине", а ей поставляют из Краснодарского края.
В общем, пробуйте. Вся жизнь - сплошной эксперимент. Но!!! Есть одно "но". Сеянцы от неместных древесных культур, даже если они покажут высокую степень акклиматизации в плане умения вместиться в наш короткий вегетационный период (то есть, к зиме полностью или почти полностью вызревает однолетний прирост; проще говоря, проявили высокую морозостойкость), часто ожидает гибель от постепенного выпревания (не акклиматизировались в этом плане), их даже до плодоношения не всегда удаётся довести из-за этого. Но бывают исключения, конечно: выпревают и всё равно плодоносят. Вот от таких сеянцев быстрее надо брать семена, сеять, и снова получать потомство. И снова сеять. И тогда выработается акклиматизация к местной почвенной влажности, как у местных растений.
Сажать в наших условиях обычными и известными необычными (альтернативными) способами неместные виды древесных растений семенами от неместных популяций нельзя. Такую посадку выдерживают только сеянцы, полученные от древесных из местного МИКРОКЛИМАТА. В случае с семенами, взятых из другой метсности, нужен мой способ посадки. Именно поэтому черноплодка в средней полосе в сухих местах - инвазивный вид, она очень активно там самосеется и сеянцы плодоносят, заполняя леса вокруг дач, а у нас в Томске такого не наблюдается почти. Посадит в саду дачник черенок - будет расти, а семенами не размножается сама: сеянцы-самосевы, конечно, появляются – семена-то ведь птицы всё равно разносят, но незаметно для глаз людей они быстро гибнут. Инвазивный у нас только клён американский (клён ясенелистный, клён-паразит его ещё называют). Но даже он в тайгу не идёт семенным самосевом! Потому что сыро. А растёт он только в городе и в сёлах в виде черенкованных посадок или самосева (самосев – в относительно сухих местах), либо самосевом за городом на склонах вдоль высоких трасс на щебневой отсыпке.
Начало всему - проверка участка на предмет залегания грунтовых вод. Если УГВ близко (а такое у нас почти везде), то даже моя технология не спасёт. Нужно годами дренировать участок с помощью сидератов с глубокими корнями, прежде, чем заниматься на таком участке садом из неместных видов от неместных семян .
Андрей Соколов:
- Очень интересно рассказываете. А дренажные канавы - тоже способ понижения УГВ (уровня грунтовых вод)?
Ирина Лысенко:
- Дренажные канавы нужны на совсем мокром участке, где вода хлюпает под ногами всё лето. Это спасение для огорода, но не для сада или лесосада из неместных видов от неместных семян. Дренажные канавы убирают застой влаги в поверхностных слоях почвы. А древесные растения, выращенные из семян, стержневыми корнями качают воду из глубины. И если там застой, то некоторые виды древесных будут всё равно выпревать. А вот грамотная сидерация и правильная посадка могут всё это нивелировать - и на поверхности, и на глубине.