Найти тему
Записки КОМИвояжёра

«Тот, кто контролирует суды, контролирует государство», – считал Аристотель

Первый написанный судебный кодекс царя Хаммурапи создан около 1755–1750 годов до н. э., и в нём есть требования к непредвзятости судьи. В греческих Афинах делали всё для обеспечения независимости суда (дело доходило до того, что присяжных в суде насчитывалось 200 + 1 человек, чтобы невозможно было подкупить).

В феодальном государстве судебная власть принадлежала королю, барону, любому феодалу в его владениях, который решал проблему на основе уже написанных законов – на Руси это была «Правда Русская», созданная при Ярославе Мудром в XI веке – и собственной воли.

Княжеский суд
Княжеский суд

Судами были недовольны все и всегда, но особенно в России средине XIХ в., поскольку дореформенный суд основывался на запутанном, бессвязном и устаревшем законодательстве, представлявшем собой свод многочисленных и противоречивых юридических актов предыдущих царствований, начиная от Соборного уложения 1649 г. А сам Николай I искренне считал адвокатов, присяжных, независимых судей вздорными европейскими выдумками, чуждыми и вредными России (ох уж этот «особый путь страны»!)

И вдруг невероятный прорыв: из всех Великих реформ Александра II именно судебная реформа оказалась самой успешной и наиболее завершенной.

Реформа провозглашала принцип устного и состязательного характера судопроизводства, а также презумпции невиновности и равенства всех перед законом. Впервые в России учреждались институты адвокатуры, мировых судей и присяжных заседателей

Суд становился гласным и независимым от властей, причём это положение было принято настолько буквально, что суд присяжных оправдал в 1878 г. Веру Засулич, тяжело ранившую петербургского градоначальника Трепова. Император был возмущён таким приговором, поэтому дела о политических преступлениях были выведены из компетенции судов присяжных.

Присяжными могли быть только мужчины
Присяжными могли быть только мужчины

И всё-таки российский пореформенный суд способствовал перевороту в сознании огромных людских масс, увидевших, что закон и справедливость – это не разные понятия!

В целом можно сказать, что благородные принципы русского суда были основаны на традиционном христианском постулате: грех ненавидь, грешника жалей! Это вызывало восхищение иностранцев, английский профессор Смайлс, проведший в России пять лет специально для изучения новой русской юриспруденции, писал: «Во всем мире и во все времена не было такого гуманного, культурного и беспристрастного суда, как русский. Суд присяжных с его традиционными правами подсудимого, с его неслыханной, кристальной человечностью существует только в России». Добавим: в России XIХ века!

Первый советский Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. отбросил «либеральные заигрывания» с правом и превратился в документ, представляющий инструкцию по реализации политики государства. Роль суда была низведена до уровня оформителя приговора по материалам предварительного следствия, которые, в свою очередь, были не более чем материалами, оформляющими оперативно-розыскную деятельность, ставшую ядром, основой всего процесса борьбы с преступностью. Правда, сохранились в суде два непрофессиональных заседателя, роль которых становилась декоративной (их довольно едко именовали «кивалами»), они во всём следовали за судьёй. Именно в это время сформировался «советский суд – самый гуманный суд в мире», а судебное право именовали «телефонным и позвоночным», поскольку все значимые процессы предварительно обсуждались в партийных органах.

В современной России незаконный подход к суду и подсудимому продолжает воздействовать на юридические процедуры и судебные решения, например, Илья Яшин (обвиняемый в клевете на армию) на суде, где ему продлили срок пребывания под стражей, сказал: «Вы посадили меня в тюрьму за то, что я поставил под сомнение правдивость заявлений Минобороны о войне в Украине. Но у вас почему-то нет претензий к Пригожину и Кадырову, которые пока разве что не заставляют генералов сортиры чистить зубными щетками. Единороссы в Госдуме громко обвиняют Министерство обороны во вранье и коррупции. Неужели вы не понимаете, что почти все беды нашей страны происходят от того, что суды даже не пытаются быть независимыми? Нет лиздесь избирательного правоприменения?»

Российскому суду предстоит долгий путь к независимости, провозглашённой Конституцией.