Найти в Дзене
За реальность!

Дислексия и дисграфия у взрослых и детей. Когда есть право на ошибки?

Оглавление
Источник: pexels.com
Источник: pexels.com

Людям с данным видом заболеваниям очень не повезло уже со школы. У них есть трудности с чтением и правописанием. Их считают или лентяями, потому что те ничего не учат, или тупицами, которые ничего не понимают. Ребенок вынужден прогуливать уроки, чтобы не испытывать стыд и вину. В этот момент ему безумно тяжело, ведь проблема не в характере, а в работе мозга. На него поставили клеймо «отсталый» и уделяют все меньше внимания.

Долгое время о таком нарушении способности к овладению навыками чтения и письма не знали учителя, родители и сами дети. Их определяли в категорию «плохих учеников», это было удобнее, чем разбираться, почему у ребенка что-то не получается. Дислексия всегда идет под ручку с дисграфией.

Дисграфия – нарушение письма, не связанное с интеллектом. Не является результатом умственной отсталости. Люди с дисграфией могут не иметь недостатка интеллекта, и их развитие может являться правильным во всех других отношениях. Это расстройство непропорционально возрасту, общему состоянию здоровья и психическому развитию, знаниям и школьным навыкам ребенка, который надлежащим образом мотивирован учиться.

Источник: ВикипедиЯ.

Это расстройство сохраняется, если оно уже проявилось в детстве, на протяжении всей жизни. Тяжесть его может варьироваться от того, как ребенка поддерживали взрослые, занимались ли с ним логопеды, и как себя позиционирует человек в обществе. Причины разные, это может быть ДЦП, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, асоциальный образ жизни. Это нарушение межполушарных связей, когда активность правого полушария подавляет и угнетает левое полушарие, отсюда возникает эта дисфункция.

И количество таких людей растет с каждым годом. К сожалению, статистика по данному вопросу отсутствует, и скорее всего её не будет еще долгие годы. Так что о цифрах говорить не приходится, но то, что это распространённая вещь – точно.

Советские люди могут сказать, что это предлог, чтобы писать с ошибками в тексте и не хотеть уметь читать. Ведь они же как-то выучились в школе, не без труда, но смогли же. Но это не аргумент. Тот факт, что с этой проблемой не работали, абсолютно не значит, что её и дальше нужно игнорировать.

Если эту проблему признать с медицинской стороны, тогда такое нарушение мозга называется – «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). И тогда разговор пойдет о таких проблемах, как «дефицит внимания» (трудность концентрировать внимание на чем-то одном). Или «неспособность учиться» – целый диагноз.

И тогда будет правильно спросить, что с этим человеком не так, откуда ноги растут: у него нарушена память, слух или зрение? Нужно разбираться.


Трудности и странное поведение можно заметить с шести или семи лет, когда ребенок пошел в школу. Родители начинают читать специальную литературу (если любят чадо и переживают за его здоровье). Далее они идут к учителю и говорят, что скорее всего, у их ребенка дислексия. А учитель, хлопая глазами, совершенно не понимает, о чем идет речь.

Другая история, когда учитель понимает и знает проблему, но родители не хотят это принимать, потому что для них это клеймо «больной», а значит, нужно лечение, дополнительное внимание и деньги. Так, они не признают факта нарушения в голове, игнорируют проблему, и ребенок обречен сталкиваться со всеми трудностями обучения. В будущем, когда он станет взрослым, то начнет избегать задач с написанием текста или чтением вслух.

Как определить нарушение работы мозга?


Можно пройти тесты, есть специальные книги. Когда вы не знаете, что происходит с вами или ребенком, с чего-то же нужно начать? Вы же не хотите иметь низкую самооценку, которая зависит не от лени или безграмотности, а потому что есть глубокая проблема, и вы просто о ней не знали.

После того как вы прошли первый шаг. Если с проблемой могут справиться педагоги, то они смогут решить какую-то часть нарушений. А какую-то часть придется решать обращаясь к специалистам, которые занимаются именно дислексией: логопед, нейропсихолог.

Проверьте ребенка, как он разговаривает: строит чаще короткие (простые) или длинные предложения (сложные). Как считаете, он находится в норме своего устного развития или нет? И если окажется, что у ребенка с устной речью трудности, проверьте его на
фонему (минимальная смыслоразличительная единица языка). Предложите на выбор две картинки, похожими по звучанию, например: коза и коса. И попросите его дать вам «козу», если он даст «косу», то уже можно говорить о нарушениях. Значит, пора проверить слух у ребенка.

Со стороны неврологии нужно понаблюдать за тиками, не моргает ли он, не заикается ли? Все эти «мелочи» могут подсказать вам, что ребенка нужно показать специалисту. Или он правша, или левша? Оказывается, что дислексиками чаще оказываются именно левши. Так собирается анамнез. В комплексе всех этих наблюдений можно точно говорить о нарушении. Одно отклонение, само по себе, ничего не значит.

Симптомы дислексии у взрослых:
- избегание чтения и чтения вслух,
- когда читает, то будет совершать ошибки, пропускать слова,
- трудность с письмом, предложения будут состоять из простых фраз,
- избегание фразеологизмов, сравнений,
- проблемы с почерком,
- орфографические и графические ошибки.

Так человек будет стараться всего это избегать, при этом интеллект будет на высоком уровне. В поведении может присутствовать раздражительность, импульсивность, эмоциональность, нарушена координация движения, неуклюжесть. Это не зависит от человека, а лишь один из симптомов дислексии. При этом человек будет делать всё медленно, пунктуально, и у таких людей обострено чувство справедливости.


С вами или ребенком все в порядке


Ребенок или взрослый, у которого есть дислексия или дисграфия – это не умственно отсталый человек. А наоборот, очень умный и порой гениальный. Применять к нему слово «глупый» является глупостью с вашей стороны. У таких людей высокий интеллект (или норма), в порядке слух, зрение, неврология, он не аутист и у него нет психиатрических отклонений. Просто, когда он читает или пишет, то все его силы уходят на то, чтобы сложить объект в одно целое. Самое сложный процесс - это различать между собой буквы и звуки, а затем связывать это в слова, потом в предложения.

Ваша задача провести самообследование и исключить все плохое. Бывает, что есть нарушение мозга, а дислексии нет.

Истории людей, которые узнали о дислексии в позднем возрасте

Ирина Михайловна, 35 лет, дислексик
Ирина Михайловна, 35 лет, дислексик
Антонина Ивановна, 63 года
Антонина Ивановна, 63 года
Марина, учитель в школе
Марина, учитель в школе
Алефтина, 50 лет
Алефтина, 50 лет
Ольга, о своем опыте работы с дислексией в семье
Ольга, о своем опыте работы с дислексией в семье


Подводя итог, хочу сказать, что перед тем, как судить человека по грамотности и умению выражать слова, попробуйте вспомнить эту статью и понять, что люди не лентяи и безграмотные, а очень стараются быть как все и меньше страдать. Когда вы пишете им про ошибки в грубой форме, то занимаетесь абьюзом. Спросите себя, почему вы так стремитесь унизить человека, может быть пора поработать с пассивной агрессией?

Перестаньте бояться ошибок, потому что их не существует, вы постоянно находитесь в обучении. Всего вам хорошего! В комментариях прошу не ругаться, слово «бред» на моём канале под запретом.

Ставьте лайки и подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи. Заходите в телеграм t.me/foreality, здесь Вы найдете много интересного: наука, исследования по психологии, советы, техники и упражнения.