И дело безнадёжное закончится успехом,
И мамонты восстанут из вечной мерзлоты!
(из студенческой песни)
«Во льду был замёрзший Мамонтёнок. Он отогрелся на солнышке и ожил. «Мама!» — позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил. Он подождал немного, а потом пошёл искать маму.
Долго шёл Мамонтёнок. Иногда он останавливался и звал маму, но мамы нигде не было. Мамонтёнок устал и проголодался»
(Дина Непомнящая. Мама для мамонтёнка).
В прошлый раз я обещала рассказать о мамонте. Тема эта чрезвычайно волнующая и очень распиаренная. Впрочем, в данном случае пиар падает на благоприятную почву: кто из нас не смотрел в детстве мультфильм о маме для мамонтёнка? За рубежом существуют свои культовые мультфильмы, например, «Ледниковый период». Но если вы хотите в вашем фантастическом рассказе (повести, романе, драме – нужное подчеркнуть) использовать эту тему – придётся выполнить домашнее задание. И, поскольку я ни в коем случае не являюсь специалистом по клонированию кого бы то ни было, да и вообще не отслеживала в последние несколько лет новости о процессе, я тоже решила сделать «домашнее задание». Начала с простого: поискала, что пишут о возрождении мамонта на просторах интернета.
Оказалось, что не просто пишут, а пишут много!
Прежде всего: изучением мамонта с целью его возможного возрождения занимаются во многих странах. Россия, Япония, Корея, США – и это не полный список. В Якутии ещё в 1991 году был открыт Всемирный музей мамонта, а сейчас это очень серьёзное, всемирно признанное научное учреждение, которое сотрудничает со множеством зарубежных лабораторий.
Если вы думаете, что музей – это только витрины с чучелами, бивнями и изделиями народного промысла, - вы ошибаетесь. Сотрудники музея изучают не только собственно мамонта, но и сопутствующие ему виды; здесь в морозильных камерах собрана огромная коллекция образцов: детёныш бизона, суслики, куропатки – большинство находок уникальны. Самые ценные находки хранятся при температуре – 86 °C.
Корейские специалисты активно сотрудничают с якутским Музеем и не оставляют надежды найти в вечной мерзлоте такую живую клетку мамонта, ядро которой сохранило бы способность к делению. В этом случае его можно было бы внедрить в яйцеклетку слона и использовать суррогатную мать-слониху для вынашивания мамонтёнка. Удивительно, но одна из последних попыток привела к тому, что полученная гибридная клетка сделала попытку поделиться!
В Соединённых Штатах делают ставку на редактирование генома слона и создание на его основе животного, повторяющего некоторые черты мамонта.
Тем временем биологи и генетики из Дании, Китая, Германии и США изучали вопрос, взяв объект попроще: вымершую относительно недавно тушканчиковую мышь Маклеара.
Конечно, мнения высказываются самые разные. Пока одни обещают получить живого мамонта за четыре года (я не шучу!), другие сомневаются, и не сказать, чтобы необоснованно. Некоторые высказывания я позволю себе процитировать:
«Даже если такое <клонирование> произойдет через 100 лет, не думаю, что мамонты будут стадами бегать по тундре, хотя она была их естественной средой обитания. Чтобы они могли выжить и давать потомство, нужно восстановить высокоэффективную экосистему, существовавшую в период их массового распространения»
(Лена Григорьева, ведущий научный сотрудник центра «Молекулярная палеонтология» при Музее мамонта, Якутск).
«Предложенные опыты вовсе не означают восстановление мамонта как вида, который может влиять на экосистемы. Потому что для этого нужно будет клонировать не одного мамонта, а минимум десятки разных особей обоих полов. Для поддержания популяции требуется определенное биологическое разнообразие, иначе она будет абсолютно не жизнеспособна. <…> Куда целесообразнее рассматривать «воскрешение» не мамонтов, а многочисленных видов животных, которые вымирают в наше время и из-за нас. Может быть, вообще нужно сначала что-то изменить в себе…»
(Константин Северинов, профессор Сколковского института науки и технологий).
«Сухой холод, довольно обильная растительность – таких зон, которые были пригодны для обитания мамонтов и многих других животных, сейчас нет. Современные климатические зоны и ландшафты другие»
(Евгений Мащенко, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН)
Приведённые цитаты взяты из интервью, опубликованных в сетевых источниках. Впрочем, некоторый здоровый (и вполне оправданный) скептицизм не мешает учёным признавать, что программы по изучению мамонта дают очень много: разработку протоколов изучения уникальных образцов, поиск подходов, методов – причём таких, которые человечеству в любом случае понадобятся и сами по себе принесут немалую пользу. Просто – так вот сошлись звёзды, что отработать эти методы можно на мамонте-как-объекте.
Но всё-таки: если этим делом занимаются серьёзные институты, значит, оно не заведомо безнадёжное? Что конкретно делают все эти группы, лаборатории, центры? А успехи у них есть? И как описать их работу, не впадая в непростительное легкомыслие и в то же время не превращая текст в академический справочник?
Об этом я обещаю написать в следующий раз.
©Татьяна Виноградова для Синего Сайта
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен!
#синий сайт #полезно для авторов #литература #биология