Найти тему

Шквал на якорной стоянке. Чего стоит бояться и что делать?

Если вы более-менее следите за происходящими в яхтенном мире событиями, то наверняка видели сообщения о страшных шквалах в Средиземке, прошедших в конце прошлой недели. На Корсике сообщали о 120 узлах на максимуме! Также «весело» было в некоторых местах на побережьях Испании и Италии.

Выброшенные на берег яхты. В большинстве случаев — результат отсутствия якорной вахты.
Выброшенные на берег яхты. В большинстве случаев — результат отсутствия якорной вахты.

Можно ли предсказать шквал? Что делать, если уже дует? Нужно ли бояться шквалов?

Отвечаю на все вопросы по порядку:

1. Прогноз погоды. Предсказать конкретный шквал, глядя в прогноз погоды на мониторе, как правило, нельзя. Однако общий тип погоды и вероятность шквалов предугадать можно и по информации в прогнозе: об этом говорят и характеристики воздушной массы (например, холодная над теплой поверхностью), сила порывов ветра, наличие гроз и т.д.

2. Визуальные признаки. Шквал в 99% случаев видно невооруженным взглядом. Заранее - по характерным тяжелым фронтам или отдельным тучам. В момент порыва - по идущей по воде темной полосе.

Зловещее зрелище приближающегося фронта.
Зловещее зрелище приближающегося фронта.

3. Шквал – явление кратковременное, он не успевает разогнать сильную волну. Важно вовремя убрать паруса, а дальше уже просто пережидать, удерживая лодку под мотором в безопасном положении.

График силы ветра на Корсике 18 августа. Видим, что ночь была неспокойной — порывы до 30 узлов. Однако шквал силой до 60 узлов всего один.
График силы ветра на Корсике 18 августа. Видим, что ночь была неспокойной — порывы до 30 узлов. Однако шквал силой до 60 узлов всего один.

4. Выброшенные на пляж лодки - чаще всего это результат отсутствия якорной вахты. Конечно возможны проблемы с мотором, но не у всех же сразу:). О важности тактики планирования якорной вахты я писал в предыдущих постах. В штормовую ночь якорная вахта безусловно необходима. Если по прогнозу вас ждет ночь с ветром в 20-30 узлов с порывами, то лучше, по возможности, уйти в другой район или постараться встать в марину. Если вас все же застала непогода на якоре и приходят сильные шквалы, то, вполне вероятно, что якорь начнет ползти. Лучше помоторить 30-40 минут против ветра, помогая якорю удержаться, чем разгребать печальные последствия. Важный нюанс - следите, чтобы не моторить слишком сильно, чтобы не начать двигаться вперед с отданным якорем.

Вывод - бояться шквалов не нужно. А нужно проявлять внимательность и грамотно выбирать место для стоянки. А если вас настиг шквал, не паниковать и применять полученные знания.