Постоянные читатели канала уже в курсе, что я активно изучаю, практикую и преподаю оружейные техники японского будзюцу. В частности школу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, а также техники айки кен и айки дзё школы Такемусу айки, изучать которые мне посчастливилось непосредственно у сэнсэя Томиты Такедзи, одним из инструкторов которого в России я был на протяжении 9 лет.
Кроме того, я так же владею многими видами холодного оружия, относящегося к кобудо, ножевым боем, а ещё неплохо стреляю из пистолета )). Но это всё к делу не относится, так как сегодня речь пойдёт о техниках работы оружием в айкидо.
Как-то так исторически сложилось, что в современном айкидо используется два вида традиционного оружия: деревянный меч — боккен и посох — дзё. И во многих додзё (особенно если смотреть видео на ютубе и каналах на дзен) как бы принято работать с этим тремя видами оружия. Вот только чаще всего смотреть на это без боли невозможно. Как точно подметил в комментариях один из читателей: «если человек прозанимается какое-то более менее длительное время, он, как правило, начинает осознавать, что его работа с мечом или шестом с реальностью имеет мало общего».
Раньше я уже писал, что, на мой взгляд, говорить о серьёзной работе с оружием в айкидо можно только относительно практики в двух школах: «Такемусу айки/такемусу айкидо [Ивама-рю]» и «Нисио будо [Нисио айкидо]». Именно в этих двух школах работы с оружием буквально вплетена непосредственно в процесс обучения и является его важной составной частью.
Конечно же, существует множество школ, додзё и сэнсэев в айкикай и за его пределами, которые тоже преподают работу с мечом и палкой, но это либо параллельное изучение техник какой-либо школы (примерами тут могут быть: Ёсэйкан айкидо Мочизки Минору и Айкибудо Алена Флоке, айкидо Сугавара сэнсэя или Сугино сэнсэя — Катори синто рю, Кенсёкай — Касима син рю, и так далее в том же духе), либо же самодеятельность свой взгляд на тему техник Ивама-рю и имя им легион (включая Ки айкидо).
Почему я так уверенно об этом говорю? В частности, на основании слов сэнсэя Томиты, который рассказывал (и не только он, кстати), что Уэсиба Морихэй никогда не учил работе с оружием в токийском хомбу додзё айкикай. Один раз был даже случай, когда он застал кого-то за работой с оружием в один из своих приездов (Томита его часто сопровождал — «таскал чемоданы») и ему это дико не понравилось. Отчитал и сказал, что если они хотят заниматься с оружием, то пусть приезжают в Ивама и Сайто (Сайто Морихиро — учидэси Уэсибы) их научит. Кроме того, по словам Томиты, именно Cайто сэнсэй является автором систематизации техник айкикен и айки дзё, включая ката с дзё 13 и 31, которое он собрал на основе работы Уэсибы. Учитывая, что сам Томита Такедзи долгое время был первым учидэси и правой рукой Сайто, жил непосредственно в его доме, то у меня нет основания ставить под сомнение его осведомлённость в этом вопросе.
Думаю, что здесь уместно снова процитировать Нисио сэнсэя:
«Сразу после поступления в айкидо, где-то в 55ом году я начал изучать меч и дзё самостоятельно. Потому что никто не преподавал. О-сенсей только показывал техники и спрашивал, «поняли?». Мы отвечали, «да, поняли». Но никто, на самом деле, не понимал (смеется). Я спрашивал у других учителей, но все отвечали, «ну, знаешь, так есть». Поэтому я решил, надо самому заняться этим. Когда начал с основы изучать меч, я понял кокю меча, тогда, впервые, стал понимать взгляд айкидо, взгляд О-сенсея.
АЙКИДО — ЭТО МЕЧ?..
В целом существуют два противоположных мнения:
- Техники айкидо основаны на техниках меча и для лучшего изучения и понимания айкидо необходимо изучать работу меча.
- Техники айкидо основаны на техниках дзюдзюцу. Меч не играет серьёзной роли в обучении, но может быть использован факультативно. айкидо вполне самодостаточно и не требует специального изучения данных техник.
Как ни странно, но оба этих мнения верны...
Как вы, наверное уже поняли я отношусь к первой группе. И сейчас я постараюсь последовательно обосновать свою точку зрения. С противоположной же точкой зрения вы можете ознакомиться на канале «Об айкидо и не только», например вот здесь. В этой статье достаточно аргументированно изложена точка зрения автора и в большей мере я с ней согласен, но всё же из изложенных в статье доводов вполне можно и иные выводы сделать (как говорят у нашего брата юриста: закон как дышло — куда повернёшь, туда и вышло).
Для начала... Вот, что пишет Нисио сэнсэй:
Тренируясь, я снова и снова вспоминал слова Основателя: «События воплощаются в различных внешних формах: рука держит меч, и мы имеем дело с мечом; в руке появляется дзё и мы уже имеем дело с дзё. Суть события проявляет себя во всевозможном многообразии возникающих форм.». Подтверждение этого можно было воочию увидеть на его уроках. Он говорил и так: «Исход события [победа или поражение] определяется ещё до первого соприкосновения». И я старался постичь смысл этих наставлений в своих ежедневных поисках.
В результате, хотя бы несовершенно и приблизительно, я могу теперь выразить свои тренировки без оружия на языке меча — кен и палки — дзё.
Перед началом своих занятий айкидо я познакомился с каратэ и дзюдо. Когда я стал заниматься айкидо, то услышал, что «айкидо — это меч» и занялся также изучением искусства владения мечом — кендзюцу. Сейчас я считаю, что подлинный смысл айкидо невозможно постичь, не имея определённого понимания и опыта обращения с мечом.
Нисио Сёдзи
В целом, пройдя примерно похожий путь, изучая и практикуя много лет техники кен/иай дзюцу, я прихожу к тем же самым выводам.
Да, прослеживая генезис айкидо, мы можем со всей уверенностью заявить, что именно техники меча стали базовой основой для техник айкидо, которые, в свою очередь, являются техниками Дайто-рю айкидзюдзюцу — школой дзюдзюцу, созданной Такеду Сокаку на рубеже 19-20 века на основе знания техник нескольких школ дзюдзюцу и кендзюцу. Легенда о том, что Дайто-рю является клановой школой Айзу и Такеда и имеет несколькосотлетнюю историю — это не более, чем маркетинговая сказка, придуманная самим Такедой (не без чужой помощи, кстати).
Однажды Сокаку сопровождал инструктора из Шибуя додзё Такеда Йоширо. Он выбрал Сендай в качестве первого места для обучения боевым искусствам. Сокаку обучал хорошему кендзютсу.
Однако, в то время, если вы обучаете дзюдзютсу полицию и военных, вы не могли быть простолюдином без школы.
Сокаку впервые за 18 лет (прим.: в 1898 году) появляется в Никко Тосёгу и встречается с Сайго.
Он просит его дать название школы, поскольку хочет официально обучать дзюдзютсу. Сокаку продемонстрировал «Айкидори», подняв руку Сайго, держа его за запястье. Сайго удивлен техникой Сокаку.
Сайго обучал Сокаку церемониальному дзюдзютсу.
«Запрещается входить в замок с мечом и ходить с ним перед главой клана». Кимиучи — это техника дзюдзютсу против вооруженного мечом на случай чрезвычайной ситуации, чтобы удерживать нападающего противника. Однако такие техники были известны в любом клане.
В церемониале присутствуют техники стоя, захват суставов, уход с места поединка, а также уникальная техника «полуприцепа», о которой сообщается как о технике Дайто Рю Айкидзюдзютсу.
Поскольку престарелому Сайго было невозможно выполнять интенсивные упражнения, он передавал Сокаку только церемониал дзюдзютсу.
В историческом факте Дайто Рю говорится, что Сайго передал Сокаку церемониал техник самозащиты клана Айдзу.
Сокаку хотел обозначить происхождение школы как традиционную, официальную школу предка клана Каи Такеда — Сиро Сабуро Йошимицу, себя потомком семьи Каи Такеда, а название школы по названию замка Дайто, который являлся домом Сиро Сабуро Йошимицу. Изначальное название школе было дано Сайго — «Дайто Рю Дзюдзютсу».
Собственно, сам Такеда Сокаку был, прежде всего, мастером именно кендзюцу. Чтобы понять это, достаточно просто детально ознакомиться с его биографией. Что же касается дзюдзюцу, то...
В эпоху кланового правления мечи, копья и луки предназначались старшим самураям. Управление лошадью считалось ремеслом, дзюдзютсу считалось конечным искусством, это не считалось важным. Нагао — самурай нижнего уровня — был знаком не только с кендзютсу, но и с техниками дзюдзютсу. В эпоху Эдо стиль Сибукава дзюдзютсу был известен по всей стране. Для Сокаку, который не может бросить Путь боевых искусств, эта встреча была удачной.
Техники меча (и оружия вообще) всегда были первичны для воина, в отличии от техник дзюдзюцу. Даже несмотря на использование огнестрельного оружия. Основной задачей техники же дзюдзюцу, в большинстве своём (за некоторым исключением, например полиции) была возможность противостоять вооружённому человеку, либо защитить себя в тех случаях, когда использование оружия было ограничено или полностью недоступно.
Уэсиба до встречи с Такедой так же изучал техники нескольких школ фехтования (он много чего изучал, если вдуматься) и высказывание «Айкидо — это меч» (и далее про меч мисоги) — это его слова и что-то мне подсказывает, что основатель айкидо знал, что говорил...
Многие мастера айкидо считают что техники айкидо являются защитными техниками от преимущественно атак с помощью оружия (в частности меча или ножа). Ну, это как бы очевидно исходя из преимущественных атак, используемых в айкидо (от которых защищаются). На самом деле это не совсем так...
Если вы практикуете кендзюцу/иайдзюцу, то вы легко заметите, что большое количество основных техник айкидо имеют аналоги непосредственно в виде фехтовальных техник. И это не просто аналоги. Учитывая изначальную первичность техник меча и их роль в воинской подготовке, именно соответствующие техники дзюдзюцу являются «переложением» техник меча, а не наоборот. Если мы внимательно посмотрим на различия в техниках Такеды и Уэсибы, то именно в техниках айкидо Уэсибы ещё более становится заметно, что это практический полный аналог техник и принципов японского фехтования мечом, но выполняемые без меча: стойки, перемещения, работа рук и ног, непосредственно сами техники и их рисунок, использование плоскостей и т.п. Опытный фехтовальщик без труда опознает всё это. Хотя, почему, собственно, без меча? Тэгатана — рука меч именно им и является.
Дайто-рю айкидзидзюцу является одной из школ японского дзюдзюцу, а айкидо Уэсибы, вышедшее из дайто-рю, вроде как принято считать отдельным видом БИ. И, на мой взгляд, это выражено в том, что технически айкидо гораздо ближе непосредственно к фехтованию, чем само дайто-рю.
Вы можете спросить меня: А как же захваты? Ведь в айкидо атаки не только в виде шомэн/ёкомэн/тсуки, но и в виде захватов.... Подавляющая часть техник против захватов — это не что иное, как способы «решения проблемы» блокировки обнажения меча и способы его обнажения. Это ни что иное, как техники иай/батто дзюцу.
Например, первые две техники на данном видео: тай-но-хэнко — практика, являющаяся «альфой и омегой» в такемусу айки Томиты, которая играет схожую роль с ката санчин в годзю-рю (по внутреннему содержанию это вообще ровно тоже самое); как и моротэ дори кокю хо. Обе эти техники, практикуемые на каждой тренировке, часто совершенно «не естественные» и не понятные для многих, обретают свой смысл именно в тот момент, когда вы вставляете за пояс катану и используете её в процессе. И так с подавляющим большинством техник. Как и техники тачи дори — отбирание меча. Подобное использование — это и есть основное, изначальное предназначение айкидо; то, подо что оно более всего «заточено». Это становится понятным практически любому человеку, имеющему опыт в кен/иайдзюцу (именно их, а не айкикен), а так же знакомому с хэйхо — японских военных стратегий, реализуемых в техниках.
Тут мне снова хочется напомнить слова Сёдзи Нисио, который был мастером кендзюцу, иайдо и дзёдо:
«Сейчас я считаю, что подлинный смысл айкидо невозможно постичь, не имея определённого понимания и опыта обращения с мечом».
Думаю, что теперь их смысл станет более понятен....
Благодаря тому, что я немного понимаю в кензюцу и айкидо, на своих семинарах я наглядно демонстрирую все эти аналогии в техниках айки и фехтовании/иай, как всё это выглядит и работает.
В настоящее время (и, прежде всего благодаря, во многом, гению Такеды, сумевшему систематизировать и переложить техники) и дайто-рю айкидзюдзюцу, и айкидо Уэсибы являются, в определенной мере, универсальным БИ и их техники могут быть использованы не только как техники дзюдзюцу с мечом. Но это всё равно «танк во фраке». В каких-то направлениях айкидо (в основном довоенных учеников Уэсибы) эта мимикрия весьма удачна и эффективна (в том числе потому, что это айкидо этого периода ближе к дзюдзюцу), а в каких-то (в основном в тех, у кого в голове лишь псевдо гармония/любовь и синдром «айкидо головного мозга») к сожалению остался только фрак, а вот танк совсем заржавел. Это же касается и их «работы с оружием».
Чтобы было более понятно, то тут примерно тоже самое, когда, к примеру, боксёры смотрят недоумевая на длинное амплитудное шагание с вытягиванием перед собой руки, которое в айкидо называется «ударом». Вот так и я смотрю на то, что пытаются делать большая часть представителей айкидо (не относящаяся к вышеозначенным двум школам) с палкой и мечом. Действительно, их «работа с мечом или шестом с реальностью имеет мало общего» и ничего, кроме как повторить бессмертную фразу Сергея Викторовича мне не хочется...
Да, мы действительно можем изучать и практиковать айкидо, вообще не прикасаясь ни разу ни к боккену, ни к дзё. Сейчас в этом уже нет необходимости (и в какой-то мере это даже лучше, чем заниматься фантазиями на тему меча и палки, только кажущимися фехтованием). Но всё же...
Что же касается моих личных планов, то я надеюсь лично ознакомиться с техниками Нисио айкидо, и тохо иай. Надеюсь, что жизнь мне еще предоставит такую возможность...
«Я думаю, что айкидо – замечательное боевое искусство. В техниках айкидо мы можем воспроизводить сущность кен (меч), выражать взгляд и суть айкидо. Нет нигде в мире боевых техник, в которых можно выражать красоту жизни, где люди взаимодействуют и объединяются. Мне кажется, что лучшего быть не может».
Нисио Сёдзи