Найти в Дзене

Персей освобождает Андромеду. Почему такие пухленькие?

Добрый день, с Вами Настя, и это рубрика "Картавое искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. А теперь, пристегните ремни, потому что от Ренессанса мы резко переходим к стилю барокко! И сегодня на очереди у нас один из основателей стиля барокко Питер Пауль Рубенс с его картиной «Персей освобождает Андромеду».

Питер Пауль Рубенс «Персей освобождает Андромеду». 1621-1622 г. Холст (переведена с дерева), масло. 100 × 139 см
Питер Пауль Рубенс «Персей освобождает Андромеду». 1621-1622 г. Холст (переведена с дерева), масло. 100 × 139 см

Но подождите, остановит меня внимательный читатель, куда мы торопимся? Мы же столько всего пропустили, например маньеризм! А что такое маньеризм и как из него получился барокко, и получился ли он именно из него? Давайте разбираться.

Считается, что со смертью Рафаэля умер и сам Ренессанс. В чём вообще была суть Ренессанса? Давайте вспомним. Вот создал Бог человека, и всё в нём хорошо, "и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Нарисовали мы человека – и это идеал, и всё в нём хорошо, но можно же лучше, и лучше, и лучше... А оказалось, что нельзя. Оказалось, что достижение идеала – это парадокс, потому что если он достижим, то это не идеал, а чушь какая-то. И мало было этого кризиса достижения идеальности, всё равно же человек оставался центром вселенной, "а вот и нет!" – сказал Коперник. Мало того что человек не центр всей Вселенной, так ещё держите гелиоцентрическую систему, где обитель людей, тобишь планета наша Земля, не то что не центр вселенной, она даже не центр Солнечной системы.

Твоё лицо, когда осознаёшь себя крошечной песчинкой в этой бесконечной Вселенной.
Твоё лицо, когда осознаёшь себя крошечной песчинкой в этой бесконечной Вселенной.

Растроились люди, и поняли, что раз идеи гуманизма, неоплатонизма, христианства и античности как-то изжили себя, а новое что-то ничего не придумывается, то давайте будем эти идеи многократно пережёвывать и эксплуатировать! Пожали друг другу руки и давай в контрастной палите рисовать, фигуры изгибать по всякому и перенасыщать деталями, в общем, пошли в разнос, устроив постмодерн в 16 веке.

Маньеризм: ещ не барокко, но уже не Ренессанс.
Маньеризм: ещ не барокко, но уже не Ренессанс.

Но вернёмся к барокко. И вот есть два мнения: первое было популярно в отечественном искусствоведении 30-50х годов и оно гласило, что барокко выросло прямиком из маньеризма, в последствии же стали считать, что барокко и маньеризм развивались параллельно друг другу. В любом случае, если маньеризм эксплуатировал старые идеи и визуальные образы, то барокко схватился за новые. Хотя, казалось бы, что в ренессансе были религиозные и античные сюжеты, что в барокко мы тоже самое, но, разница не в смысле, а в способе, и это мы рассмотрим на сегодняшней картине. Давайте взглянем на неё внимательнее.

Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.
Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.

Так же, как и Мадонна Литта, картина переведена на холст с дерева, для сохранности, написана маслом. Размер её – метр на 139 сантиметров, хороший такой размерчик, без палева из музея не унесёшь.

Главенство пятна, а не линии – вот основной художественный приём барокко. Если ранее в живописи преобладала линия, а цвет находился в её границах, то теперь же на первый план выходит цветовое пятно. Лишённые границ, образы перетекают один в другой, взаимодействуют между собой, не являясь отдельными частями, а скорее одним целым. Глаз зрителя движется не по очерченным контурам, а в первую очередь обращает внимание на светлые пятная, которые и являются центром композиции, в нашем случае, это главные фигуры – Андромеда и Персей. Хотя, казалось бы, в самом центре композиции находится щит, с головой Медузы Горгоны, но мы видим его во вторую очередь потому что так работает человеческий глаз. Кстати, этот щит очень похож на щит от Караваджо. Отсылочка ли, либо совпадение – это, мы боюсь, не узнаем.

Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.
Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.
Караваджо. Медуза (Голова Медузы). ок. 1597 Холст, натянутый на деревянный щит, масло. 60 × 55 см
Караваджо. Медуза (Голова Медузы). ок. 1597 Холст, натянутый на деревянный щит, масло. 60 × 55 см

И эта игра светотенью делает картины более реалистичными, потому что человек своими глазами не видит конкретные линии в природе, он видит самое яркое, самое освященное, движущееся, остальное же, то что не так интересно глазу, мозг дорисовывает самостоятельно.

А теперь поговорим об изображённом сюжете. Я сомневаюсь, что многие читали "Метаморфозы" овидия, но если читали, извиняюсь, сужу по себе, но вот крайне рекомендую ознакомиться с "Мифами Древней Греции" Куна либо советским мультфильмом 1973 года. На картине изображён момент, когда Персей победил морское чудовище Кето. Оно, кстати, внизу, и совсем не бросается в глаза, и освободил тем самым Андромеду. И вот, они впервые касаются друг друга, нежность, буря, безумие и поэтому картину наводнило множество амурчиков. На самом деле, их часто изображали на картине для заполнения свободного пространства и для намёка, что картина относится к любовному жанру.

Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.
Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.

Триумф победы Персея над чудовищем так же дополняет наша старая знакомая, богиня победы, Ника, вогружающая на голову героя лавровый венец.

Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.
Персей освобождает Андромеду. Фрагмент.

А теперь посмотрим на Андромеду. Вообще, "рубенсовская женщина" – это не то что определённый типаж, это стало именно нарицательной фразой. При том, не только девушек он изображал в теле, вот например Иисус, на картине "Положение во гроб", тоже довольно корпулентен, что выглядит довольно непривычно.

Питер Пауль Рубенс. "Положение во гроб". 1601 г.
Питер Пауль Рубенс. "Положение во гроб". 1601 г.

Так же я покажу сейчас оригинал "Грехопадения" Тициана и копию этой картины, сделанной Рубенсом, как говорится, найдите отличия.

Вот Тициан.
Вот Тициан.
Вот Рубенс.
Вот Рубенс.

Если страдать синдромом поиска глубокого смысла, то можно согласиться с цитатой историка Искусств Кенетта Кларка, что - "пышность этих фигур — не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая»

Но всё, конечно же, проще, картины Рубенса отражают идеал женской красоты, который был популярен при жизни художника. Живой румянец на щеках, крупные бёдра и ягодицы говорили о том, что женщина сможет выносить и родить детей, желательного не одного, не двух, а, как говорится, семеро по лавкам. В общем, идеал рубенса – это Венера Палеолита в реалиях семнадцатого века

Зевс протягивает Данае денежку на пирожок. Фото в цвете.
Зевс протягивает Данае денежку на пирожок. Фото в цвете.

Картина Персей и Андромеда была написана в 1621-1622 годах, сам Рубенс очень её любил, и до конца жизни с ней не расставался. После смерти художника, картина сменила несколько хозяев. В конце-концов была приобретена Екатериной второй, и положила начало собранию Эрмитажа. В Эрмитаже картина хранится по сей день. Так же Рубенсом была написана похожая картина, "Персей спасает Андромеду", сюжет похож, так же чудище страшное на заднем плане, так спрятано, что в глаза не бросается, в общем, композиция схожа.

Питер Пауль Рубенс – "Персей освобождает Андромеду" 1622. 100х138 см.
Питер Пауль Рубенс – "Персей освобождает Андромеду" 1622. 100х138 см.

Вообще, этот сюжет был популярен как до Рубенса, так и после. Вот к примеру краснофигурная роспись четвёртого века до нашей эры, картины Шарля Антуана Куапре, Андромеды Гюстава Доре и Рембранта. Всё потому что архетип «девы в беде» никогда не потеряет свою актуальность.

А на сегодня всё, с вами было "Картавое искусствоведение", всего доброго, до новых встреч.