Найти тему
Новый очаг

«Дом, в котором»: удивительная история удивительной книги

Оглавление

Рукопись этой книги, написанной Мариам Петросян, передавали из рук в руки, пока она не дошла до издателя. В романе, который Мариам честно писала «для себя», она рассказывает про Серый Дом: интернат, в котором дети живут с шести до восемнадцати лет. У дома есть изнанка – вход в другие миры. Получилось мощное социальное фэнтези, сюжеты и смыслы которого, кажется, до сих пор не разгаданы.

    «Дом, в котором»: удивительная история удивительной книги
«Дом, в котором»: удивительная история удивительной книги

«Дом, в котором…» Мариам Петросян вышел в 2009 году. Писательница не собиралась публиковать роман, писала его для себя, бесконечно переделывала; её книжка была её секретным местом, в которое можно уйти и побыть в нем, ее личной Изнанкой обычной жизни домохозяйки с двумя детьми. Но некоторые рукописи умеют жить своей собственной жизнью: пока Мариам в Ереване даже не планировала публиковать «Дом..», в Москве текст по длинной цепочке из многих людей добрался до издательства самостоятельно. (Апокрифы упоминают сына приятельницы, друга сына, брата друга, девушку брата, преподавателя по вокалу девушки и ярчайшую фигуру российского книгоиздательства Шаши Мартынову, главного редактора издательства «Гаятри», которая тоже брала уроки у этого преподавателя). Рассказываем, как Мариам писала эту книгу, и почему – восемнадцать лет.

Содержание статьи

  1. Наружность
  2. Дом
  3. Изнанка

Наружность

Если какой-то чудак говорит, что книга Мариам ему «ну-у, не понравилась», ему отвечают сочувственно: «Не пустил тебя Дом». Дом, правда, пускает не всякого. Для одних эта книга остается странноватой и тяжелой историей про детей с ограниченными возможностями, которые до ненависти боятся Наружности и отчаянно не хотят уходить из интерната в нормальную взрослую жизнь. Другим она раскрывает объятия и дарит сразу все: людей, друзей, любовь, музыку, идеи, надежду, отчаяние, счастье… «Если подбираешь бездомных собах и кошек, и выпавших из гнезда птенцов, если разжигаешь костры для тех, кто вовсе об этом не просил».

«Дом, в котором…» вышел больше десяти лет назад, и все это время люди играют в мир, придуманный Мариам. Появилась целая субкультура – так всегда бывает с книгами, которые немного больше, чем книги. Писательница создала большой мир: волшебный, но настоящий, живой. Ее роман рассказывает про Серый Дом: интернат, в котором дети живут с шести до восемнадцати лет. У дома есть изнанка – вход в другие миры. Мир своей книги Мириам ткала, как драгоценный ковер: в нем столько мелких деталей, ребусов, скрытых и явных цитат, подсказок, а персонажи такие живые, прекрасные, хотя иногда они бесят, а иногда не на шутку пугают….

Удивительно – как вообще можно было такое придумать и так здорово об этом рассказать? Кажется, что Мириам видела Серый Дом своими глазами, что она жила там, знает в нем каждый закуток, поэтому, наверное, говорят, что она работала в таком интернате. Но все совсем не так. "Болезни и физические недостатки моих героев имеют значение лишь постольку, поскольку мне нужно было создать замкнутое пространство, живущее закрытой, камерной жизнью".

   Мариам ПетросянРИА Новости
Мариам ПетросянРИА Новости

Дом

Всех героев Мариам придумала. Придумала еще давно, в детстве, когда сама была в их возрасте. Сначала рисовала, потом стала за ними записывать. Первую историю про мальчика по имени Эрик, который попал в странное место она сочинила еще в восьмидесятых, а потом много лет перепридумывала и переделывала.

«Я не писала эту книгу, я в ней жила. Последние годы урывками, от случая к случаю, всё реже и реже, но для меня это было местом, куда я (исписав гору бумаги) могла войти и побыть там. Других таких мест я не знаю. Их у меня просто нет». Все, что окружало Мариам, становилось материалом для ее бесконечной книги. Сначала – ее отчаянное нежелание расставаться с детством, становиться старше. Она все время сравнивала себя с ровесниками-героями детских книжек и расстраивалась: ну вот, Том Сойер уже столько успел, а я…

Потом – придуманные приключенческие игры, правила которых она тоже записывала, иллюстрируя какими-то чертежами со стрелками (потом она будет смотреть сериал Lost и удивится: как это похоже на то, во что они тогда играли!). Прозвища, вырезанные ножом на подоконнике мастерской ее художественного училища – там были обязательные Черный и Толстый. А на параллельном курсе учился, например, Плоский.

Или как они с мужем в Москве какое-то время жили в квартире, где проживали еще и девять студентов из Армении: на стене там висел свод правил, которые было нельзя нарушать, где все спали в одной комнате, постелив на пол матрасы, и которая, кажется, чем-то напоминала «Четвертую» из книжки. С перерывами, отвлекаясь на дела в Наружности, Мариам писала «Дом» восемнадцать лет.

"Мальчики, не верьте, что в лесу нет деревьев и шишек. Не верьте, что там одни облака. Верьте мне, ведь я старая птица..." Она придумала завязку, придумала мальчика, который попал в Дом, а потом «пыталась дать тексту возможность писаться самому». Через несколько лет возвращалась к написанному, понимала, что герои должны были вести себя по другому, переписывала…

-3

Изнанка

Шли годы, финал еще даже не маячил на горизонте. Мариам в это время успела поработать в мультипликационном отделе «Арменфильма», два года «Союзмультфильма» (кстати, она потомственная художница, правнучка известного армянского живописца Мартироса Сарьяна), вернуться в Ереван. У них с мужем родились дети, жизнь шла своим чередом, и писательница иногда позволяла себе войти в свою книгу и побыть в ней.

А книга уже жила своей секретной жизнью, просто Мариам об этом пока не знала. Было вот как: еще в 1998 году она подарила один из вариантов рукописи своей московской приятельнице Аэлите Семеновне, ее сын отдал рукопись другу, и, кажется, рукопись девять лет лежала в ящике его стола, потом этот человек стал готовиться к переезду, наткнулся на нее, начал перечитывать, почувствовал восторг и желание кому-нибудь показать, и так, по цепочке, книга попала в руки профессионального издателя.

"Вообще, история перемещений моей рукописи по Москве осталась для меня загадкой". А чтобы найти Мариам, пришлось пройти обратный путь по этой цепочке. Ей осталось дописать финал, и это было самое сложное – персонажи отчаянно сопротивлялись и не хотели расставаться с Домом и друг с другом.

Книга получила несколько престижных литературных премий, включая 3 место в номинации «Приз зрительских симпатий» Большой книги и победу в номинации «Крупная проза» Русской премии. «Дом, в котором» перевели на десять языков и несколько раз переиздали в России.

Российский успех никак не повлиял на жизнь Мариам в Ереване. В Армении сейчас мало читают по-русски, а на армянский «Дом» не перевели. Муж писательницы был ее первым читателем и редактором, а дети «Дом..» не читали, они вообще не читатели. Мариам это приняла: она считает, что дети сами способны решить, что им делать и что любить. И когда она слушает, как младший сын, который увлекается аниме, разговаривает с друзьями, то радуется: какой интересный мир они там создают. Пусть уже не карандашом в тетради, главное, чтобы не прекращалось это волшебство творчества.

Хобби
3,2 млн интересуются