Найти тему
Грунтовозов

Специальный бетон: бетон для особых задач

Оглавление

Бетон на первый взгляд имеет очень простой состав: смесь вяжущего вещества (обычно цемента) с сухим заполнителем. Но это дает огромный простор для инноваций. Ведь если поменять качества этих двух компонентов или использовать специальные добавки, то можно получить материал с принципиально новыми свойствами. Такой бетон называют специальным.

Специальные бетоны можно условно поделить на три группы:

  • Бетон для особых задач
  • Бетон с особыми свойствами
  • Архитектурный (декоративный) бетон

В этой статье мы расскажем о первой группе. О других вы сможете прочитать в наших следующих статьях.

-2

Бетон для особых задач должен обладать целым рядом специфических свойств. Они заточены на использование в какой-то узкой сфере – как правило, в промышленности или строительстве инженерных объектов.

В эту группу входит бетон:

  • Гидротехнический
  • Дорожный
  • Радиационно-защитный
  • Электроизоляционный

Ниже мы рассмотрим каждую разновидность более детально.

Гидротехнический бетон

В любом строительном материале есть крохотные каналы, через которые в него может попадать влага. Это поры, трещины, пустоты и прочие полости. Они есть даже в таком плотном монолитном материале как бетон. И из-за них он со временем разрушается – отсюда известное выражение «вода камень точит».

Часто людям приходится возводить конструкции, которые частично или полностью погружены в воду. Обычный бетон для этой задачи не подойдет: постоянный напор воды со временем его разрушит. Поэтому в таких сооружениях используют особую разновидность – гидротехническую.

Для нее главным образом важны следующие характеристики:

  • Водонепроницаемость
    Она характеризует способность бетона не пропускать сквозь себя воду под давлением. Для гидротехнических сооружений используют материал марок W2-W20, тогда как в обычных работах бетон марки W8 и выше практически не применяют.
  • Прочность на сжатие и растяжение
    Большой объем воды весит очень много и сильно давит на подводные конструкции. Бетон должен выдерживать эту нагрузку. Прочность обозначается классом (буква B) или маркой (М). Этот показатель для гидротехнического бетона колеблется в пределах от B5 (М75) до B40 (М500), но может быть и выше.
  • Морозостойкость
    При минусовой температуре вода, застрявшая в порах бетона, увеличивается в объеме и давит на него изнутри. Морозостойкость – это способность материала многократно выдерживать такое расширение. В зависимости от этого показателя бетоны делятся на марки, которые обозначаются буквой F. У гидротехнической разновидности показатель должен быть не меньше F50, а иногда он достигает и F1000.

Эти свойства обеспечивают бетону долгую эксплуатацию при постоянном погружении в воду. Но чтобы их добиться, нужны особые технологии изготовления материала.

К ним относятся:

  • Использование высококачественных заполнителей и цемента
  • В особо суровых условиях – замена цемента полимерным вяжущим
  • Использование уплотняющих добавок (минеральных порошков)
  • Использование гидрофобизирующих добавок
  • Тщательное уплотнение смеси после заливки
  • Защитные гидроизоляционные пропитки

Полученный таким образом материал долго выдерживает разрушительное воздействие воды (даже морской) и перепадов температуры.

Его используют при строительстве:

  • Гидротехнических сооружений: дамб, плотин, водохранилищ, судоходных шлюзов и так далее
  • Пристаней и причалов
  • Канализационных систем, водосборных коллекторов и стоков
  • Трубопроводов
  • Метро и подземных сооружений

Больше узнать об этом материале вы можете в статье Применение гидротехнического бетона.

-3
-4

Дорожный бетон

Россия, в отличие от США и многих стран Европы, – страна асфальтовых дорог. Но и у нас дорожное строительство не обходится без бетона.

Его используют для обустройства:

  • Оснований дорог
  • Нижних слоев покрытия
  • Верхних слоев покрытия

Для всех этих работ – особенно в последнем случае – нужен особый материал.

Для дорожного бетона важны:

  • Прочность
    Дорожные одежды подвергаются огромной нагрузке от постоянного потока машин. Поэтому бетон должен иметь очень хороший запас прочности. У материала для оснований класс по прочности должен быть не ниже В7,5 (М100), а для верхнего слоя покрытия – не ниже В22,5 (М300).
  • Истираемость
    Колеса машин (особенно шипованные) со временем изнашивают покрытие дороги и вырывают из него зерна наполнителя. Это приводит к тому, что бетон стремительно разрушается. Поэтому для обустройства покрытий берут материал с высокой износостойкостью – как правило, марки G2 или G1.
  • Водонепроницаемость
    Дорога круглый год находится под открытым небом, ее часто заливает дождем. Чтобы противостоять разрушению, дорожный бетон должен быть плотным и непроницаемым. Для таких работ берут материал марок W6-W12.
  • Морозостойкость
    В течение года дорожное покрытие многократно замерзает и оттаивает. Более того – зимой его постоянно обрабатывают противогололедными реагентами. Чтобы бетон служил долго, его марка по морозостойкости должна быть не ниже F100-F200.

Качественная бетонная дорога может служить десятки лет – гораздо дольше, чем традиционное асфальтовое покрытие.

Но для получения такого результата нужно:

  • Использовать вяжущее высоких марок
  • Подбирать высокопрочные заполнители с минимальной истираемостью
  • Использовать уплотняющие и гидрофобизирующие добавки
  • Качественно уплотнять покрытие при помощи дорожного катка
  • На особо загруженных трассах – наносить поверхностный защитный слой (например, из битумно-минеральной смеси)

Больше узнать об этом материале вы можете в статье Применение дорожного бетона.

-5

Радиационно-защитный бетон

Эту разновидность еще называют особо тяжелой. Ее плотность составляет свыше 2500 кг/м3. Это очень дорогой материал со специфическими свойствами. Как следует из названия, его главная особенность – это способность задерживать радиоактивное излучение.

Ее достигают за счет применения:

  • Особых вяжущих
    Радиационно-защитный бетон должен быть гидратным – то есть содержать больше 3% химически связной воды. Такой бетон можно изготовить на основе глиноземного, быстротвердеющего, расширяющегося или напрягающего цемента.
  • Сверхтяжелых заполнителей
    Вместо обычного щебня и песка в такой бетон замешивают барит, гематит, лимонит, магнетит или чугун. Плотность этих материалов варьируется в пределах от 3500 до 6000 кг/м3 (и даже выше).

Сфера применения этой разновидности бетона очень узкая.

Ее используют при строительстве:

  • Атомных электростанций и хранилищ радиоактивных отходов
  • Заводов по производству ядерного топлива
  • Баз хранения ядерного оружия
  • Исследовательских лабораторий
  • Помещений для радиолучевой диагностики и терапии

Больше узнать об этом материале вы можете в нашей статье Применение особо тяжелого бетона и специальном разделе Применение радиационностойкого бетона, который находится в статье Виды бетона и их применение.

-6

Электроизоляционный бетон

Электрический ток – это явление безусловно полезное, но в то же время очень опасное для человека. Поэтому при установке электротехнического оборудования уделяют особое внимание изоляции. В частности, для этого используют конструкции из диэлектрического бетона. То есть такого, который не проводит ток.

Для такого материала не играют большой роли обычные показатели типа прочности и морозостойкости.

Более важное значение имеют:

  • Электрическая прочность
    Это значение напряженности электрического поля, при котором в материале происходит «электрический пробой». Проще говоря – бетон превращается в полупроводник или проводник. Импульсная электрическая прочность материала должна составлять 60-140 кВ/см, а при переменном токе ее значение колеблется в пределах от 20 до 60 кВ/см.
  • Удельное сопротивление
    Оно отражает способность материала сопротивляться распространению электрического тока. У проводников это значение очень низкое. Например, сопротивление медной проволоки – всего 1,68*10-8 Ом*м. А вот у диэлектриков показатель высокий. Так, у электроизоляционного бетона он составляет 109-1011 Ом*м.

Кроме того, для этого материала учитывают и другие диэлектрические характеристики, которые мы не будем описывать в рамках этой статьи. Они слишком специфические и вряд ли пригодятся вам в жизни.

Главный способ улучшить электроизоляционные свойства бетона – это свести к минимуму содержание влаги в нем. Ведь, как известно, недистиллированная вода – мощный проводник.

Для этого прибегают к таким методам:

  • Снижают водоцементное отношение (количество воды при замесе бетона) до минимума
  • Используют плотные заполнители с очень низкими показателями водопоглощения
  • Вводят уплотняющие и гидрофобизирующие добавки, чтобы повысить водонепроницаемость материала
  • Тщательно уплотняют бетон при заливке в опалубку
  • Покрывают материал гидроизоляционными смесями

Кроме того, в электроизоляционном бетоне нельзя использовать стальную арматуру или фибру. Ее заменяют стекловолоконными или композитными альтернативами.

Этот материал применяют в работах по:

  • Строительству электростанций
  • Строительству трансформаторных будок
  • Изготовлению железобетонных опор для линий электропередач
  • Изготовлению изолирующих траверсов для фиксации проводов
  • Заливке фундаментов под распределительными устройствами

Больше узнать об этом материале вы можете в статье Применение электроизоляционного бетона.

-7

Если вы не профессиональный инженер-строитель, то с этими разновидностями вам вряд ли придется работать.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.