Бетон на первый взгляд имеет очень простой состав: смесь вяжущего вещества (обычно цемента) с сухим заполнителем. Но это дает огромный простор для инноваций. Ведь если поменять качества этих двух компонентов или использовать специальные добавки, то можно получить материал с принципиально новыми свойствами. Такой бетон называют специальным.
Специальные бетоны можно условно поделить на три группы:
- Бетон для особых задач
- Бетон с особыми свойствами
- Архитектурный (декоративный) бетон
В этой статье мы расскажем о первой группе. О других вы сможете прочитать в наших следующих статьях.
Бетон для особых задач должен обладать целым рядом специфических свойств. Они заточены на использование в какой-то узкой сфере – как правило, в промышленности или строительстве инженерных объектов.
В эту группу входит бетон:
- Гидротехнический
- Дорожный
- Радиационно-защитный
- Электроизоляционный
Ниже мы рассмотрим каждую разновидность более детально.
Гидротехнический бетон
В любом строительном материале есть крохотные каналы, через которые в него может попадать влага. Это поры, трещины, пустоты и прочие полости. Они есть даже в таком плотном монолитном материале как бетон. И из-за них он со временем разрушается – отсюда известное выражение «вода камень точит».
Часто людям приходится возводить конструкции, которые частично или полностью погружены в воду. Обычный бетон для этой задачи не подойдет: постоянный напор воды со временем его разрушит. Поэтому в таких сооружениях используют особую разновидность – гидротехническую.
Для нее главным образом важны следующие характеристики:
- Водонепроницаемость
Она характеризует способность бетона не пропускать сквозь себя воду под давлением. Для гидротехнических сооружений используют материал марок W2-W20, тогда как в обычных работах бетон марки W8 и выше практически не применяют. - Прочность на сжатие и растяжение
Большой объем воды весит очень много и сильно давит на подводные конструкции. Бетон должен выдерживать эту нагрузку. Прочность обозначается классом (буква B) или маркой (М). Этот показатель для гидротехнического бетона колеблется в пределах от B5 (М75) до B40 (М500), но может быть и выше. - Морозостойкость
При минусовой температуре вода, застрявшая в порах бетона, увеличивается в объеме и давит на него изнутри. Морозостойкость – это способность материала многократно выдерживать такое расширение. В зависимости от этого показателя бетоны делятся на марки, которые обозначаются буквой F. У гидротехнической разновидности показатель должен быть не меньше F50, а иногда он достигает и F1000.
Эти свойства обеспечивают бетону долгую эксплуатацию при постоянном погружении в воду. Но чтобы их добиться, нужны особые технологии изготовления материала.
К ним относятся:
- Использование высококачественных заполнителей и цемента
- В особо суровых условиях – замена цемента полимерным вяжущим
- Использование уплотняющих добавок (минеральных порошков)
- Использование гидрофобизирующих добавок
- Тщательное уплотнение смеси после заливки
- Защитные гидроизоляционные пропитки
Полученный таким образом материал долго выдерживает разрушительное воздействие воды (даже морской) и перепадов температуры.
Его используют при строительстве:
- Гидротехнических сооружений: дамб, плотин, водохранилищ, судоходных шлюзов и так далее
- Пристаней и причалов
- Канализационных систем, водосборных коллекторов и стоков
- Трубопроводов
- Метро и подземных сооружений
Больше узнать об этом материале вы можете в статье Применение гидротехнического бетона.
Дорожный бетон
Россия, в отличие от США и многих стран Европы, – страна асфальтовых дорог. Но и у нас дорожное строительство не обходится без бетона.
Его используют для обустройства:
- Оснований дорог
- Нижних слоев покрытия
- Верхних слоев покрытия
Для всех этих работ – особенно в последнем случае – нужен особый материал.
Для дорожного бетона важны:
- Прочность
Дорожные одежды подвергаются огромной нагрузке от постоянного потока машин. Поэтому бетон должен иметь очень хороший запас прочности. У материала для оснований класс по прочности должен быть не ниже В7,5 (М100), а для верхнего слоя покрытия – не ниже В22,5 (М300). - Истираемость
Колеса машин (особенно шипованные) со временем изнашивают покрытие дороги и вырывают из него зерна наполнителя. Это приводит к тому, что бетон стремительно разрушается. Поэтому для обустройства покрытий берут материал с высокой износостойкостью – как правило, марки G2 или G1. - Водонепроницаемость
Дорога круглый год находится под открытым небом, ее часто заливает дождем. Чтобы противостоять разрушению, дорожный бетон должен быть плотным и непроницаемым. Для таких работ берут материал марок W6-W12. - Морозостойкость
В течение года дорожное покрытие многократно замерзает и оттаивает. Более того – зимой его постоянно обрабатывают противогололедными реагентами. Чтобы бетон служил долго, его марка по морозостойкости должна быть не ниже F100-F200.
Качественная бетонная дорога может служить десятки лет – гораздо дольше, чем традиционное асфальтовое покрытие.
Но для получения такого результата нужно:
- Использовать вяжущее высоких марок
- Подбирать высокопрочные заполнители с минимальной истираемостью
- Использовать уплотняющие и гидрофобизирующие добавки
- Качественно уплотнять покрытие при помощи дорожного катка
- На особо загруженных трассах – наносить поверхностный защитный слой (например, из битумно-минеральной смеси)
Больше узнать об этом материале вы можете в статье Применение дорожного бетона.
Радиационно-защитный бетон
Эту разновидность еще называют особо тяжелой. Ее плотность составляет свыше 2500 кг/м3. Это очень дорогой материал со специфическими свойствами. Как следует из названия, его главная особенность – это способность задерживать радиоактивное излучение.
Ее достигают за счет применения:
- Особых вяжущих
Радиационно-защитный бетон должен быть гидратным – то есть содержать больше 3% химически связной воды. Такой бетон можно изготовить на основе глиноземного, быстротвердеющего, расширяющегося или напрягающего цемента. - Сверхтяжелых заполнителей
Вместо обычного щебня и песка в такой бетон замешивают барит, гематит, лимонит, магнетит или чугун. Плотность этих материалов варьируется в пределах от 3500 до 6000 кг/м3 (и даже выше).
Сфера применения этой разновидности бетона очень узкая.
Ее используют при строительстве:
- Атомных электростанций и хранилищ радиоактивных отходов
- Заводов по производству ядерного топлива
- Баз хранения ядерного оружия
- Исследовательских лабораторий
- Помещений для радиолучевой диагностики и терапии
Больше узнать об этом материале вы можете в нашей статье Применение особо тяжелого бетона и специальном разделе Применение радиационностойкого бетона, который находится в статье Виды бетона и их применение.
Электроизоляционный бетон
Электрический ток – это явление безусловно полезное, но в то же время очень опасное для человека. Поэтому при установке электротехнического оборудования уделяют особое внимание изоляции. В частности, для этого используют конструкции из диэлектрического бетона. То есть такого, который не проводит ток.
Для такого материала не играют большой роли обычные показатели типа прочности и морозостойкости.
Более важное значение имеют:
- Электрическая прочность
Это значение напряженности электрического поля, при котором в материале происходит «электрический пробой». Проще говоря – бетон превращается в полупроводник или проводник. Импульсная электрическая прочность материала должна составлять 60-140 кВ/см, а при переменном токе ее значение колеблется в пределах от 20 до 60 кВ/см. - Удельное сопротивление
Оно отражает способность материала сопротивляться распространению электрического тока. У проводников это значение очень низкое. Например, сопротивление медной проволоки – всего 1,68*10-8 Ом*м. А вот у диэлектриков показатель высокий. Так, у электроизоляционного бетона он составляет 109-1011 Ом*м.
Кроме того, для этого материала учитывают и другие диэлектрические характеристики, которые мы не будем описывать в рамках этой статьи. Они слишком специфические и вряд ли пригодятся вам в жизни.
Главный способ улучшить электроизоляционные свойства бетона – это свести к минимуму содержание влаги в нем. Ведь, как известно, недистиллированная вода – мощный проводник.
Для этого прибегают к таким методам:
- Снижают водоцементное отношение (количество воды при замесе бетона) до минимума
- Используют плотные заполнители с очень низкими показателями водопоглощения
- Вводят уплотняющие и гидрофобизирующие добавки, чтобы повысить водонепроницаемость материала
- Тщательно уплотняют бетон при заливке в опалубку
- Покрывают материал гидроизоляционными смесями
Кроме того, в электроизоляционном бетоне нельзя использовать стальную арматуру или фибру. Ее заменяют стекловолоконными или композитными альтернативами.
Этот материал применяют в работах по:
- Строительству электростанций
- Строительству трансформаторных будок
- Изготовлению железобетонных опор для линий электропередач
- Изготовлению изолирующих траверсов для фиксации проводов
- Заливке фундаментов под распределительными устройствами
Больше узнать об этом материале вы можете в статье Применение электроизоляционного бетона.
Если вы не профессиональный инженер-строитель, то с этими разновидностями вам вряд ли придется работать.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.