Найти тему
Мама, не ори!

Эффект ореола: как он проявляется и можно ли его избежать

Любой студент знает, что сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя. Вот так вкратце можно описать эффект ореола. Эффект ореола — это когнитивное искажение, когда отдельные позитивные признаки становятся основой для общей оценки человека. Если вам человек помог один раз, то вы будете считать его добрым, чутким, отзывчивым.

Этот человек будет вызывать у вас симпатию, хотя его поведение может быть далеким от моральных норм, принятых в обществе.

Эффект ореола проявляется в разных ситуациях, начиная от школы, заканчивая рекламой известных брендов.

Вспомните любого отличника из своего детства. Думаю, у каждого в классе был такой пай-мальчик или пай-девочка, которые хорошо учились, помогали всем в классе, имели пять за поведение и не доставляли проблем учителям.

Если в классе происходило ЧП, например, совершена кража, класс сбежал с уроков, произошла драка, то на этих отличников никто никогда не думал. Учителя считали, что вором, подстрекателем, зачинщиком мог быть кто угодно, но только не они. Ведь если ребенок хорошо учится, он просто не способен на такие поступки. Но мы же понимаем, что и отличник может украсть вещь, и он же может подраться.

Это классика эффекта ореола. На работе этот эффект тоже присутствует. Если сотрудник харизматичный, коммуникабельный, умеет отстаивать свое мнение (даже не всегда верное), то про него думают, как про профессионала. А про другого, который сидит тихонько в уголке и качественно делает свою работу, так думать не будут, даже если его уровень профессионализма выше.

В случае появления перспективной должности ее, скорее всего, предложат первому сотруднику, потому что в целом о нем впечатление более положительное.

Мы с вами тоже становимся жертвами эффекта ореола. Если нам нравится определенный бренд, то мы все его товары будем оценивать чуть выше, мы не будем настроены критиковать и искать недочеты.

Например, вам нравится производитель шоколадных конфет под условным названием «Ромашка». Купив печенье, торт, мармелад, зефир от этого производителя, вы с высокой долей вероятности останетесь довольны. Но если вам предложить тот же товар от производителя «Дубок», то вы можете сказать, что печенье несладкое, мармелад жесткий, а зефир напоминает вату.

Эффект ореола имеет обратную сторону, это явление называется эффектом дьявола.

-2

Как вы уже догадались, это когда все шишки летят на того, у кого уже репутация испорчена. Не зря в нашем языке есть пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». Репутация — это не платье, ее не постираешь и на балконе не высушишь.

Может показаться, что если человеку уже известно про существование такого эффекта, то он будет огражден от его влияния. К сожалению, не всегда. Иногда трудно критически оценить человека, мы все живые люди и бываем не объективны.

Но использовать эффект ореола в свою пользу тоже можно, сознательно формируя свой имидж, некоторые называют это построением личного бренда.

Вы попадали под влияние этого эффекта?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пишу для родителей про детей и про жизнь в ее многообразии👼