Православная Церковь знает немало молитв, обращенных к Животворящему Кресту Господню. Каждая из них является защитной, содержащей призыв к избавлению человека от злокозненного воздействия нечистых духов и от всяких препятствий, чинимых их приспешниками.
Молитвы эти произносят не только в минуты искушений, соблазнов и опасности, не только при столкновении с магическими чарами или колдовством, но и в часы непреодолимого, сковывающего волю уныния, во время болезни, и даже тогда, когда мы переживаем за своих близких, не имея возможности им помочь. В такие минуты на помощь приходят утешительные слова, обращенные к Честному Древу Спасителя – Оружию, поправшему силу врага рода человеческого, рассеивающему мглу наводимого им отчаяния и разрушающего всякие его козни.
Самой известной из таких молитв является, конечно же, молитва «Да воскреснет Бог». Слова ее в старину знал на Руси каждый крестьянин, даже и вовсе неграмотный. Ее произносили чаще, чем знаменитый 90-й псалом, и начало этой молитвы до Никоновской реформы выгравировывали на нательных крестах (вместо сегодняшнего «Спаси и сохрани»). В случае опасности люди, сжимая в руках свой крест, произносили именно эти, начертанные на нем, слова.
Первая часть этой молитвы почти полностью повторяет 67-й псалом царя Давида.
«Да воскреснет Бог», бесспорно, самая известная и самая популярная среди верующих молитва Животворящему Кресту. Но это отнюдь не единственное обращение к Честному Древу Спасителя. Существуют и другие, не менее известные, тексты, составленные христианскими подвижниками. Например, есть очень краткая старинная молитва преподобного Григория Синаита, жившего на рубеже XIII-XIV веков и возродившего на Афоне практику Иисусовой молитвы:
Автором еще одной известной защитной молитвы Животворящему Кресту принято считать Константинопольского патриарха Исидора I Вухираса, возглавлявшего Византийскую Церковь в XIV веке. В наши дни составленная им молитва звучит в храмах при чтении Акафиста Животворящему Древу Господню:
Молитвы Честному Кресту были напечатаны и в знаменитом памятнике древности - «Малой подорожной кнiжице», изданной в Вильно первым книгопечатником Литовского Княжества Франциском (Георгием) Скориной, стремившимся «более в науках и книгах оставить славу и память свою, нежели в тленных сокровищах царских». Впоследствии тексты эти были отредактированы известным богословом XIХ-го столетия митрополитом Иннокентием Херсонским:
КИЙСКИЙ КРЕСТ – святыня патриарха Никона, для которой он составил особую молитву
Этот кипарисовый Крест создан был палестинскими мастерами по заказу патриарха Никона в 1656 году для Кий-Островского Онежского монастыря. Создан он в меру подлинного Креста Господня и имеет 7-конечную форму, поскольку над верхней его перекладиной отсутствует вертикальный выступ. Кресты такой формы не были редкостью в XVII веке.
По велению патриарха в этот Крест заложили около 300 христианских святынь, среди которых есть частица Животворящего Господня Древа, камни с мест библейских событий и частицы мощей многих угодников Божиих. Святейший Никон говорил об этой реликвии: «И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».
Когда Крест привезли в Москву, местные мастера покрыли его серебром и слюдой, и наложили на него драгоценные пластины с изображениями святых, мощи которых заключены в нем. Аналогов этому шедевру православного искусства нет больше ни в России, ни в других христианских странах. Не было их и в Византии.
Эта святыня была настолько почитаема в народе, что уже во 2-й половине XVII века появилось ее иконописное изображение, впервые выполненное царским изографом Богданом Салтановым. Дело в том, что простые люди, конечно же, нечасто имели возможность посетить далекие Онежские земли, а слух о чудесах Кийского Креста достиг самых отдаленных уголков Отечества, и потому широкое распространение получили изображения (иконы) этой удивительной святыни, которые люди могли хранить у себя дома. Хранилась такая икона и в государевых палатах – в семействе царя Алексея Михайловича.
Впоследствии было создано около 20 различных вариаций данного извода, и многие из этих икон чтились как чудотворные. Образы Кийского Креста есть в Историческом музее, в Третьяковской галерее, в Музее истории религии, в Новгородском музее-заповеднике. Есть они и в музеях других православных стран.
После разорения Кий-Островской обители в богоборческие годы, Крест долгое время находился на Соловках, в лагерном музее. А затем следы его затерялись. Обрести эту святыню вновь удалось лишь в конце прошлого века. Ее нашли в запасниках Исторического музея, в ящиках с надписью «На списание».
Промышлением Божиим Кийская реликвия была отреставрирована, в нее снова вложили святые мощи и частицу Господнего Древа, и передали в столичный храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. И снова потянулись к ней богомольцы, памятуя слова святейшего патриарха о том, что если приложиться к Кийскому Кресту с той же верою, что и к подлинному Древу Креста Господня, благодать от него получишь точно такую же, как от Палестинской Святыни.
Была составлена патриархом Никоном и особая молитва Кресту Кийскому:
Всякая молитва Кресту Господню, конечно же, имеет целью защиту людей от негативного воздействия и искушений, чинимых духами злобы и их приспешниками. Однако не следует забывать, что должную силу эти молитвы имеют лишь в устах христиан истинных – не тех, кто изредка посещает церковь и не утруждает себя делами подвижничества, а тех, кто, стараясь жить по Законам Бога, регулярно участвует в Таинствах Исповеди и Причастия и не пропускает без веской причины церковные службы более 3-х недель подряд, памятуя 80-е правило Трулльского собора: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».