Итак, наступила зима, но она вовсе не подразумевает остановку боевых действий на территории Украины. Хотя разумеется, она внесет свои коррективы в их характер и тактику противостоящих друг другу сторон с учетом местной специфики и погодных условий. Причем, на юго-востоке погода зимой может быть совершенно разная, от морозов до 25-27 градусов со снегопадами и до теплых туманов, при которых даже если снег вдруг начинает идти, то очень скоро тает полностью. На Донбассе и в прилегающих к нему регионах до начала первых действительно серьезных холодов очень часто идут дожди, из-за чего земля размокает и по образовавшемуся толстому слою грязи ни пройти, ни проехать становится просто невозможно.
Чаще всего первые серьезные морозы начинаются в конце ноября, но эта зима скорее всего будет теплой и тогда их следует ждать позже. И когда это происходит, температура по ночам падет до — 20 С, а то и ниже, после чего начинаются густые снегопады с толщиной покрова до 50-60 см и больше.
Зима в южных степях — удовольствие сильно ниже среднего
Постепенно ветер наметает возле лесополос сугробы высотой 2-3 метра, да и сам он очень неприятный и холодный. И в лесополосах больше не спрятаться — они без листвы и прекрасно просматриваются насквозь, а блиндажи с окопами постоянно засыпает снегом. Их необходимо регулярно чистить и к тому же костер уже не разжечь - его прекрасно видно и источник тепла становится демаскирующим признаком для воздушной разведки и снайперов. Подразделениям в итоге приходится держаться поблизости от населенных пунктов, где хоть можно согреться и как следует отдохнуть. В такой ситуации важнейшее значение приобретает контроль над дорогами, по которым подбрасываются подкрепления, а также боеприпасы, горючее и продукты.
Результатом теплой зимы становится резкое снижение мобильности колесной техники — передвигаться на ней по грязи в черноземе — еще та проблема. Более-менее можно использовать ее на дорогах с твердым покрытием, но таких не очень много и все они под наблюдением. В поле же техника становится легкой целью для авиации, БПЛА и артиллерии, а с учетом того, что преданные западными странами Украине машины большей частью именно колесные, они регулярно будут нести тяжелые потери и надолго их не хватит.
Серьезной проблемой будут глубокий снег или грязь и для поставленных Украине странами НАТО самоходной артиллерии и РСЗО. Их мобильность катастрофически упадет, а это значит, что возможностей уйти от ответного огня станет меньше. К примеру, тем же Хаймерсам требуется около двух минут для ухода с позиции после стрельбы, а когда выпадет снег или начнется грязь, это время увеличится в несколько раз. Соответственно, станет гораздо выше и вероятность их поражения. Начнет увязать и буксируемая артиллерия вроде тех же самых орудий М-777 — колесные тягачи не справятся с распутицей и смогут передвигаться только по дорогам.
Вундерваффе и наемники не помогут
Конечно, НАТО поставило Украине и гусеничную технику - те же САУ M109, PzH 2000, Caesar и другие, ЗСУ «Гепард», ЗРК IRIS-T и т.п. Но она ненамного лучше колесной и не рассчитана на условия южнорусских степей, а потому тоже будет стараться передвигаться по дорогам, с соответствующими последствиями в виде уменьшения срока жизни. Не особенно приятна зима в степях и для западных беспилотников — в тумане, снегу и дожде они будут чувствовать себя не очень хорошо, а потому применяться станут ограниченно.
Наконец, в таких условиях вряд ли будут эффективно воевать и приехавшие западные наемники, которые явно не привыкли к войне зимой и даже отправляемое в качестве помощи зимнее обмундирование не спасет ситуацию. Хотя бы потому, что его может просто оказаться недостаточно — запрошено минимум 100 тысяч его комплектов, а сколько придет по факту и сколько уйдет «налево»?
В общем, Генерал Мороз по старой доброй традиции наверняка будет воевать за русских, которые привычны к зиме и куда лучше переносят холода, чем их противники. А вот «понаехавшие» с Запада инструкторы и наемники, а также Химарсы с Байрактарами и прочими вундерваффе будут чувствовать себя явно «не в своей тарелке». И этом наверняка станут пользоваться на полную катушку.