Найти в Дзене
Чарикова Светлана

Детектив в советском стиле 4

Начало. Не спорь со звёздами! Глава 1 Глава 2 Глава 3

Молодой парень, волосы светлые, редкие, жидковатая растрепанная бороденка, кожа светлая, глаз за полузакрытым веком не разглядеть. Серые отечественные «джинсы», клетчатая рубашка навыпуск, потрепанные кеды. Лежит почти ничком, голова немного повернута, руки вытянуты вперед, словно падая, точнее сползая вниз, он пытался удержаться за ствол дерева. Вывернутая ладонь правой руки в крови, левую не разглядеть. На стволе березы смазанная кровь, видно хватался уже окровавленными руками. Били сзади, похоже топором. Тут уже эксперт скажет. Судя по брызгам крови, первый удар нанесли метра за два-три до того места, где он лежал. И удар был «смазанный», какой-то неуверенный, лезвие прошло вскользь по виску и уху. Бедолага, зажав рану рукой, видимо развернулся вполоборота к нападавшему, возможно в первую секунду даже не осознав, что происходит. Одновременно сделал шаг-другой вперед. Наверное, чуть согнулся, и тут же получил второй удар сбоку в теменную область. Но, не сказать, чтобы сильный, кость пробита, но топор, а чем еще можно зарубить человека в обычном русском селе, не застрял, сама рана неглубокая, и также как бы вскользь. Падая, правой рукой пытался удержаться за березу, потом сполз вниз. Добили его третьим ударом в шею, в правую сторону, уже лежачего, не задев позвоночник, но перебив мышцы, трахею и сонную артерию. Лужа крови под шеей, а поначалу из раны она била фонтаном, потому что сердце еще стучало. Трава и ветки забрызганы бурыми пятнами. Но позвольте, граждане, удар нанесен… Первые два нанесены с правой стороны, видимо правой рукой, нападавший был сзади. Третий, по лежачему, нанесен с левой стороны тела в правую часть шеи, ведь голова то у него была повернута вправо. Третий удар, похоже был нанесен позже, когда еще живого парня обошли или перешагнули. Видимо были конвульсии или какое-то шевеление, решили, что третий раз не помешает… Так, а что это нам дает? А пока ничего! Я секунду назад гордился своей сообразительностью и тут же осознал полную беспомощность. Оставалось ждать, когда приедут эксперты и следователь. Увлекшись «расследованием», я перестал следить за окружающей обстановкой. По спине пробежал вдруг холодок, и я быстро огляделся. Ничего нет, нервы-с… Но стало не уютно, пока шум моторов вдалеке не вернул мне прежнее спокойное настроение.

Прибыла опергруппа, аж на двух машинах. Замыкал кавалькаду Андрюхин УАЗ с двумя понятыми. Я, по известным причинам, в понятые не годился, поэтому участковый выбрал Максима Андреевича, который звонил в РОВД, и ту самую кассиршу, которой было поручено развернуть назад любопытных. Своего она все-таки добилась и прибыла на место происшествия. Андрей взял с нее клятву, точнее две: не падать в обморок и не болтать об увиденном до его особого разрешения. Не подвела, хотя вид поначалу имела бледный. Не в кино, все же…

Я беззастенчиво стал разглядывать прибывших.

Следователь районной прокуратуры, женщина лет пятидесяти, с властным лицом и умными, проницательными глазами, Мария Антоновна. Криминалист Виктор Сергеич, тоже дядя в возрасте. Районный судмедэксперт, лет 35, отрекомендовавшийся просто по имени, Владимир, что выглядело несколько странно. Заместитель начальника РОВД, подполковник Игнатьев, как он позже представится, невысокий плотный человек в штатском костюме, уже не молодой, с задумчивым лицом и каким-то отрешенным взглядом. Прибыл он, как я вскоре понял, присмотреть за происходящим. С ним четверо районных оперов. Никого из пришедших я не знал.

Вся толпа остановилась метрах семи от меня, буравя тяжелыми взглядами, с явным недружелюбием на лицах. Захотелось достать удостоверение, успев до того момента, когда я превращусь в пепел. Общее недовольство выразил Виктор Сергеич:

- Все истоптал?

Послышался противный громкий скулеж, все невольно обернулись назад, туда, где за районной делегацией скромно стоял проводник с собакой. Огромная псина, рассекая народ, вышла вперед на длину поводка и с ненавистью глянула мне в глаза. Затем с презрением обернулась на следственную группу: «Ясно же, что все вытоптал, придурок. И как теперь работать?» Люди виновато отвели глаза. В общем, с овчаркой по кличке «Каин» отношения у меня сразу не сложились. «Посмотрим, что ты найдешь, умник, полтора дня уже прошло». Вслух я овчарке ничего не сказал, она то поймет, но коллеги это оценят вряд ли. Время убийства я прикинул на глазок, однако оказался прав.

- О, какие люди! – Приветствие банальное, но произнесено оно было с искренним дружелюбием. В компании с участковым и понятыми ко мне подошел майор из областного угрозыска, представлявшийся коллегам, как и доктор, по имени, Николай. Мы с ним по работе не пересекались, но знали друг друга. Народ подобрел, пес, заскулив уже совсем подобострастно, улегся на землю и виновато искоса посматривал на меня: «Че сразу не сказал? Я ж не знал, что свой…» Дело в том, что, хотя опергруппа и не рванула сразу в Вознесенское, дожидаясь Андрюхиного доклада, в РОВД вызвали из областного центра кинолога на всякий случай. А областное начальство выделило в помощь опытного сотрудника. Долетели они в райцентр с мигалкой на крыше за каких-то сорок минут.

Приступили к делу. Сняв бечевку, натянутую участковым, к трупу подвели собаку. Я, осматривая убитого, ближе четырех метров не приближался, поэтому шансы были, хоть и мизерные. Время прошло много, и только характерный резкий запах, который мог держаться долго, помог бы собаке. Как деготь, например, (да, я знаю, где вы про это читали). Поэтому никто не удивился, что первым делом Каин привел к забытой корзинке.

- Не то, - сказали ему.

Понюхав кеды убитого, собака привела к проселку, идущему из Вознесенского, но на окраине рощицы след терялся. Скорее всего убитый прямиком шел сюда из села. Вот только один или нет? Никаких характерных отпечатков обуви не нашлось. Проводник начал водить собаку кругами, все более отдаляясь, потом отошел на прежнее место, где ожидали остальные. Настал черед фотографий и судмедэксперта. Никаких повреждений, кроме трех ударов, предположительно топором (в протоколе, впрочем, он был поименован как орудие с острым клиновидным лезвием размером…). Раны прижизненные, смерть наступила от кровопотери, возникшей от удара в шею и рассечения сонной артерии. Удар этот был нанесен третьим по счету (я молодец…). Убит примерно в девять утра предыдущего дня плюс-минус три часа. Подробное заключение будет дано после вскрытия.

В карманах убитого обнаружен паспорт на имя Махонина Ильи Андреевича, 1953 года рождения, серия, номер такие то, выдан паспортным столом одного из отделений милиции нашего областного центра, прописан Пионерская, 24, квартира 11. Студенческий билет киевского художественного института №…, выдан… Расческа, носовой платок, 28 рублей купюрами по три и одному рублю, мелочь, перочинный нож, шариковая ручка. На руке недорогие часы. Все, больше ничего не нашли.

Расположившись на поваленной березке, Мария Антоновна бодро фиксировала бормотание эксперта. Игнатьев задумчиво стоял рядом.

Теперь выход Виктора Сергеевича. Надев два резиновых самодельных наколенника, тучный дядя встал на карачки и принялся дотошно осматривать каждый квадратный дециметр одежды и окружающего грунта с травой. Оперативники во главе с Николаем обходили в это время прилегающую местность, кружа возле места преступления в кажущемся беспорядке. На самом деле каждому был нарезан собственный квадрат. Искали, как вы понимаете, все, что может пролить свет… И ничего, ни окурка, ни обрывка одежды, ни выпавшей бумажки, ни обломанных веток. Внимательно искали и записную книжку, так как без нее ручку носить большого смысла нет. Прошлись даже по пути, проложенному Каином ко входу в лесок. Ничего.

Удача, впрочем, небольшая, улыбнулась одному из оперативников. Махонин своей последней дорогой шел прямо, не петляя до самой смерти, настигшей его так внезапно. Чего не скажешь о его жизни, как выяснилось позже. Сбоку от этой незаметной тропинки, которую показала собака, за соседними кустами метрах в двенадцати от трупа нашли место, где укрывался в засаде какой-то человек. Трава была ощутимо примята, почва местами чуть свезена носком ботинка.

- Вот здесь он опустился на одно колено, тут явно носок ботинка, здесь он самим коленом оперся, - бормотал криминалист.

- Наверно стоял, топтался, а когда увидел идущего, присел за куст, - добавила следователь.

- А его бы первым увидели? – подал голос Николай.

- Голоса услышал и спрятался! Возможно Махонин шел не один?

- Ну может и так… А ты прав, пожалуй, если убиенного ждали, а его ждали, это точно, то надо было знать где. Нахоженной тропы здесь нет. – Эксперт оживился.

- Если бы убийца сам назначил встречу, то какой ему смысл прятаться? – добавила Марья Антоновна.

- Мало ли, может в последний момент решил внезапно напасть? Увидел первым и спрятался. Пока догадки, но мысль интересная.

Понятые, не дыша, вслушивались в беседу посвященных.

К месту засады, как его обозначили на плане, подвели собаку. Та оживилась, сделала круг вокруг трупа и неожиданно повела в сторону от места происшествия, к шоссе. За парой следопытов, повинуясь жесту подполковника, рванули двое оперативников по моложе. Направление было в сторону шоссе, идущего от одного райцентра к другому. Съезд на Вознесенское был примерно посередине. Местность была не то, чтобы не проходимая, но неудобная. Роща «Три угла» закончилась через пол километра, последовал кустарник, овраги и впадины, затопленные водой, еще не успевшей до конца сойти, затем снова перелески с озерками. На воде собака след потеряла, но проводник упорно вел ее в сторону шоссе, периодически двигаясь зигзагами. Солнце уже пряталось за деревьями, однако видимость еще сохранялась, когда они вышли на трассу. Здесь собака снова оживилась. Пройдя вдоль обочины, в одном месте она напала на след, но через сто метров беспомощно заметалась. Еще метрах в ста пятидесяти впереди виднелись автобусные остановки. В обратную сторону собака повела уверенно, но след оборвался на повороте в лес, при переходе через затопленный водой кювет. Похоже, это был обратный след. Было удивительно, что пес вообще хоть что-то унюхал через такое время. Позже мы узнаем, что сапоги убийцы были совсем немного испачканы в… впрочем, не стану забегать вперед. Составив в блокноте план местности, оперативники и кинолог стали ждать, когда их заберут коллеги. Осмотр обочин шоссе перенесли на утро, перемазанные, промокшие люди и собака добрели до остановки, где с комфортом разместились на лавке.

Работа на месте происшествия заканчивалась, Андрея услали на проселок, встретить «труповозку». Вскоре на пятачок укатанной земли перед рощицей причалила третья по счету «буханка», уже с красным крестом. Неразговорчивые дяди вытащили носилки и потопали вслед за участковым, дыша ему в спину легким перегаром. Издержки печальной профессии… Судмедэксперт своих «знакомых» встретил оживленно, быстро организовал «упаковку» трупа в две простыни, погрузку на носилки и, распрощавшись с присутствующими, направился вслед за санитарами.

Еще раз обойдя поляну и все тщательно осмотрев, лесок покинули остальные. Загрузившись к Андрею в машину, я вдруг почувствовал, как заныла больная нога.

Глава 5