Я считаю себя атеистом и материалистом, но мне нравится изучать, как зарождалась религия и как люди к ней приходят. Поэтому в этом обзоре я проспойлерю финал романа: очень уж хочется вынести на обсуждение свои мысли и наблюдения после прочтения книги. Если вы не читали роман «Господь Гнева» и пока не хотите узнать, чем он заканчивается, то сначала прочтите книгу. Потом уже можно приступить к этому обзору, либо, как вариант, дочитайте до предупреждения.
Я решил немного поменять подход в написании заметок и обзоров по книгам. Теперь буду не просто говорить о сюжете и идеях, но и рассказывать про историю создания книги и некоторые события из жизни авторов.
Книга Филипа Дика и Роджера Желязны «Господь Гнева» вышла в 1976 году, но работу над книгой начали в 1965 году. Филип Дик в 1963 пережил видение огромного металлического лица с пустыми глазницами, которое смотрело на него с неба. Этот образ автор впоследствии назовёт «Господом Гнева». Автор отождествил это с гностическим демиургом. В первый год работы Филип Дик написал 50 страниц романа, которые озаглавил как «Коленопреклонённый человек» и направил их фантасту Теду Уайту с предложением соавторства, но за два года Тед Уайт не продвинулся в написании романа. Примерно в 1967 году он показал наработки Филипа Дика Роджеру Желязны, которого, в свою очередь, идея романа заинтересовала. В следующем году Филип Дик и Роджер Желязны встретились в городе Сан-Франциско, чтобы обсудить сотрудничество над романом. Незадолго до этого Филип Дик начал заниматься изучением раннего христианства, но его знаний было недостаточно, чтобы написать роман. Роджер Желязны был уверен в том, что тщательно проработает эту тему; на этом и договорились. Авторы работали над романом в 1970 и в 1975 годах. Начало и последняя глава были написаны Филипом Диком, Роджер Желязны же написал всё остальное. Не секрет, что Филип Дик изучал немецкий язык и увлекался немецкой философией, и поэтому он в начале прекрасно рассказал предысторию мира через диалоги персонажей с отсылками к той самой немецкой философии. Роман принято считать творческой неудачей обоих авторов, но мне так не кажется. Произведение очень хорошее и я это покажу дальше. Название книги «Господь Гнева» (Deus Irae) обыгрывает название католического гимна «День Гнева» (Dies Irae). Филип Дик в своих личных записях говорил:
Моя худшая книга, Deus Irae, на самом деле лучшая.
Действие романа происходит в постапокалиптическом будущем после Третьей мировой войны, которая закончилась ядерными бомбардировками. Карлтон Люфтойфель (от нем. Lüft — воздух, и нем. Teufel — дьявол) создал бомбу ГРД (глобальная рассредоточенная бомба), которая предназначалась не для взрыва в определённом месте Земли, а для тотального заражения одного из слоёв атмосферы. Он взорвал свою бомбу на околоземном спутнике на расстоянии пяти тысяч миль от Земли, и из-за неё погиб примерно один миллиард человек.
Антиракеты и аппараты серии „Заслон-III“ эффективно отражали удары противника некоторое время, оттягивая последний ужас, но День Гнева всё же наступил. Наступил для всей планеты, ибо ГРБ — гнусное роковое безумие — никого не помиловала.
После этого другие страны не стали сдерживаться и запустили свои ядерные боеголовки. Человеческой цивилизации пришёл конец. Перед тем как взорвать свою бомбу, Карлтон Люфтойфель убедил правительство, что атомную войну можно начать и выиграть, если сохранятся технологии, и не имеет значения, сколько людей умрёт.
Инертность человеческого стада была просто-таки восхитительна! Почитывали газетки и таращились в ящик для дураков и пальцем о палец не ударили даже после того, как Карлтон Люфтойфель в 1983 году произнёс в Шайенне свою программную речь, которую журналисты окрестили „Речью о ложной магии цифр“. В этом выступлении Карлтон Люфтойфель без обиняков заявил следующее: великим заблуждением является то, что для выживания нации во время тотальной войны необходимо некое минимальное число спасшихся. Сила и жизнеспособность нации лежит не в конкретных человеческих единицах, а в её „ноу-хау“ — то есть в накопленных знаниях и методике их применения. Это было сказано с большой помпой, вдохновенно, округло и вызвало немало одобрительных кивков с самых разных сторон. Его речь приравнивали по значению и отчётливости формулировок к знаменитой Фултонской речи Черчилля — декларации холодной войны, оглашённой несколькими десятилетиями раньше.
После ядерной войны часть из выживших людей основали новую религию и стали поклоняться «Господу Гневу» и его человеческому воплощению Карлтону Люфтойфелю, так как он виновен в гибели человеческой цивилизации. У авторов есть некоторые представления о гностических учениях, возможно, не вполне точные, и они изложены в романе в форме дуалистической идеи мира. Суть их в том, что в мире помимо добра есть и зло (демиург), и часть выживших людей поклоняются злой силе, роль которой отведена церкви «Господа Гнева». Одна из церквей «Господа Гнева» находится в городе Шарлоттсвилле, штат Юта. Там же живёт один из главных героев романа, Тибор Макмастерс, безногий и безрукий художник с роботизированными конечностями. Он трудится над фреской в церкви «Господа Гнева». Фреска практически закончена, но живописец не может изобразить Карлтона Люфтойфеля: все его изображения, которые хранятся у церкви, слишком старые, а брать образ из головы Макмастерс не хочет. В связи с этим служители религии «Господа Гнева» посылают художника отыскать живого Карлтона Люфтойфеля и сделать несколько снимков, чтобы можно было закончить фреску. В то же время из того же города христианская церковь посылает Питера Сэндза за Тибором, чтобы помешать его миссии — ведь если фреска будет закончена, это будет удар по христианству. Сам же Карлтон Люфтойфель живёт с приёмной умственно отсталой дочерью Алисой в бункере под именем Джек Шульд (от нем. Schuld — вина).
Дорогие читатели, внимание! Дальше начинаются спойлеры.
В какой-то момент на Питера Сэндза нападает робот Супер-М, но Пита спасает Джек Шульд. Шульд представляется агентом полиции и говорит, что знает, как выглядит Карлтон Люфтойфель, более того — у него заказ на его уничтожение. Пит в это верит, и они с Шульдом заключают соглашение. Оно состоит в том, что вместе они догонят Тибора, предложат ему помощь в поисках, а при встрече с Люфтойфелем Джек Шульд сделает вид, что не опознал его, после чего Пит вместе с Тибором продолжат «поиски», а Шульд выполнит своё задание. Спустя какое-то время они догоняют Тибора и предлагают идти вместе. На одной из стоянок Джек убивает Тоби, собаку Тибора, а сам художник в порыве ярости убивает Джека, не подозревая о том, что убил самого Карлтона Люфтойфеля. После этого дух Карлтона Люфтойфеля приходит к своей приёмной дочери Алисе и исцеляет её разум. Отцу Абернати, главе христианской общины города Шарлоттсвилля, является видение сада с тремя пальмами. Он понимает, что большое зло ушло из этого мира, и на смену ему пришло добро. Авторы описывают, что и небо стало яснее, и как будто в мире наступил рассвет. Пит Сэндз и Тибор Макмастерс продолжают своё путешествие и находят одного старого алкоголика. Пит даёт ему деньги, чтобы тот представился Карлтоном Люфтойфелем, что позволило бы изобразить на фреске другого человека и дискредитировать этим религию «Господа Гнева», но происходит наоборот. Тибор становится известным художником, фреска признаётся аутентичной, а в Шарлоттсвилль начинают приезжать туристы.
Мало-помалу нарисованная Тибором Макмастерсом фреска приобрела мировую славу и в конце концов оказалась в сознании публики в одном ряду с величайшими образцами настенной живописи итальянского Ренессанса…
В романе мы видим, что после ужасной Третьей мировой войны часть людей создала себе искусственного бога. Притом бога, который принёс им страдания в прошлом и продолжает приносить их в настоящем. Этим роман меня и зацепил. Люди в христианской и не только религии верят в Яхве, но в тоже время, если почитать библию или изучить историю религии, то можно понять, что бог не равно любовь, а наоборот. Ведь Яхве был одним из жестоких богов древних евреев, когда они ещё были язычниками. Жестокий бог победил и обрёл популярность у населения, затем его сделали главным божеством, а потом уже и единственным. Так мы можем наблюдать и развитие религии в книге «Господь Гнева», где жестокий бог обрёл популярность и стал захватывать умы выживших людей. Ещё меня впечатлило то, что служители религии «Господа Гнева» признали образ на фреске Карлтона Люфтойфеля истинным и жестоко карали за любое инакомыслие людей, которые сомневались в этом.
… а любой, кто осмелился бы высказать вслух какие бы то ни было сомнения, подлежал жестокой каре: мужчина — кастрация, женщина — отсечение уха. Так и только так — самыми драконовскими методами — можно было утверждать святость в мире нечестия, религиозность — в обществе, насквозь проникнутом безверием, и веру — в людях, которые уже убедились в лживости столь многих прежних идолов и верований.
В последней главе ещё показывается, что служители церкви «Господа Гнева» нашли записки из дневника Тибора Макмастерса после его смерти, где сам художник сомневался в подлинности изображения на фреске. Эти записи были спрятаны надёжно или уничтожены. Может быть, и в других религиях, которые есть в нашем мире, тоже были уничтожены некоторые документы с сомнениями. Филип Дик был верующим человеком. В своих произведениях он показывал духовные поиски и сам пытался найти бога. Роман «Господь Гнева», по моему мнению, вышел весьма антирелигиозным и содержит критику религии. Хотя авторы, наверное, пытались показать другое. Кроме того, роман получился антивоенным. Идея была в том, что из атомной войны никто не выйдет победителем. Человеческая цивилизация умрёт, а выжившим (если они таковые, конечно, останутся) придётся строить цивилизацию почти с нуля. Сейчас эти идеи актуальны как никогда.
Если Вам понравился обзор, то подписывайтесь на мой Дзен-канал! Вас будет ждать ещё много интересного!
Прямая ссылка: https://dzen.ru/ivanlutz
Также обязательно подпишитесь на мои YouTube-канал и Telegram-канал! YouTube: https://www.youtube.com/@ivan_lutz
Telegram: https://t.me/IvanLutz