Найти в Дзене
В кино с Варварой

«Кубанские казаки»: «лакированная агитка» или фильм о мечте народной?

Оглавление

Думаю кто-то читал мою прежнюю статью о "Кубанских казаках": "Оригинальную версию этого советского фильма 50х гг мало кто видел"
Мне снова пришлось вернуться к этому фильму. И вот почему.

Вышел у меня недавно спор с моими знакомыми.

Они достаточно активно доказывали, что знаменитый фильм «Кубанские казаки» – это всего лишь «лакированная агитка сталинских времен», «довольно талантливая поделка в угоду социальному заказу». Потому что неоткуда было взяться в послевоенной стране такому фантастическому изобилию, таким развеселым, беззаботным героям.

Между прочим, такого же мнения придерживался в свое время и Никита Сергеевич Хрущев, по распоряжению которого «сталинский» фильм на долгие годы оказался на полке Госфильмофонда. Реабилитировали «Кубанских казаков» в брежневские времена. И народ его опять встретил с неиссякающей любовью.

Так вот я со знакомыми своими поспорила. Благо, как раз недавно пересмотрела знаменитый фильм. Увидела новыми глазами. И поняла кое-что.

Музыкальная комедия «Кубанские казаки» режиссера Ивана Пырьева вышла на экраны в 1950 году. Безусловно, это был социальный заказ в соответствии с генеральной линией. Недаром же Иван Пырьев получил за свое произведение в 1951 году Сталинскую премию.

-2

Однако этот самый заказ выдающийся режиссер выполнил настолько талантливо, что фильм навсегда стал частью культурного наследия страны.

Первое что поражает: «Кубанские казаки» чрезвычайно красивый фильм. Яркий, красочный, какой-то солнечный. Между прочим, это одна из немногих советских кинолент, снятых на цветной трофейной плёнке «Agfa». «Картинка» фильма радует глаз. Великолепные виды природы, яркие эпизоды с ярмарочными каруселями, цирковыми балаганами. Красивые костюмы. Простодушный юмор. Светлые, радостные, открытые лица героев. Всё это находится в гармонии с увлекательным сюжетом.

Кстати, персонажи «Кубанских казаков» мной, например, воспринимаются как очень настоящие, живые, убедительные. Конечно, в этом заслуга прекрасного актерского ансамбля: Марины Ладыниной, Сергея Лукьянова, Клары Лучко, Владлена Давыдова, Андрея Петрова, Бориса Андреева, Александра Хвыли и других.

-3

С первых кадров фильм задает оптимистичный, созидательный ритм. Настроение жизнеутверждающего, непрекращающегося праздника. Недаром же первоначально сценарий назывался «Веселая ярмарка».

Музыкальная составляющая фильма – это, вообще, особая тема. Фильм буквально пронизан музыкой. Очень запоминающейся. И очень народной. А две композиции так, вообще, стали настоящими национальными жемчужинами. Я имею в виду прекрасные песни «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был». Недаром же для музыкального оформления были приглашены настоящие мастера своего дела: выдающийся композитор Исаак Дунаевский, талантливые поэты Михаил Исаковский и Михаил Вольпин.

Не будет преувеличением сказать, что «Кубанские казаки» изначально задумывался как народный фильм. Кинопроизведение, вовсе не копирующее жизнь, но облагораживающее ее. Яркая режиссерская фантазия позволила людям, только что пережившим страшную войну, увидеть на экране такую жизнь, о которой мечтали. Таких героев, какими хотели быть сами. Нет, это была не агитка, но приближение к сокровенному идеалу национальной души, своеобразная, как сейчас говорят, арт-терапия. Мечта народная.

-4

И теперь, спустя столько десятилетий после создания фильма, понимаешь главное. Есть в «Кубанских казаках» какая-то высшая правда. Особая прелесть. Торжество национального солнца. Великолепная греза о созидании и продолжении. А, может, еще и тоска. Нас, нынешних, Разлюбивших сказки и разуверившихся в мечтах.

-5

Может быть, именно это имел в виду известный скептик, вместе с тем человек очень искренний, Андрей Кончаловский, который однажды признался: «Во время учебы мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слез не могу смотреть «Кубанских казаков».

-6

Пишите в комментариях свои мнения.

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"