Найти в Дзене
Ваш Реставратор

Можно ли знать все?

“Я знаю, что ничего не знаю” – скажет любой образованный человек. Действительно, знать абсолютно все – утопия. Однако пройти по верхам основные сферы, расширить кругозор – задача, доступная каждому. И, если сейчас в этом с легкостью помогут Википедия с поисковиком, то три столетия назад дело обстояло несколько сложнее. На помощь приходили книги.

-2

В 1764 году в Москве при Императорском Университете был напечатан перевод с немецкого издания “Краткое понятие о всех науках для употребления юношества” авторства Жана Анри Самюэля Формея.

Мсье Формей был сын французского протестанта, спасавшегося от религиозного преследования в Германии. В Берлине Жан Анри Формей служил пастором, профессором философии и секретарем Берлинской академии наук; в 1748 году Формей также получает звание почетного члена Санкт-Петербургской Академии Наук.

-3

Написанный им труд “Краткое понятие о всех науках для употребления юношества” завоевал популярность и переиздавался в 1774 и 1788 годах.

Первое издание содержало два титульных листа: на немецком и русском языках. Дальнейший текст также шел параллельно: немецкий и его дубляж на русском. Также в 1764 книга была опубликована в еще двух итерациях: только на русском языке и с параллельным немецко-французским текстом.

-4

Сам текст был построен в виде, как сейчас бы сказали, блица: вопрос и краткий ответ. Вопросы и ответы группировались по темам и формировали главы: “О науках и художествах”, “О времени”, “О космографии”, “О геральдике”, “О кавалерских орденах” и прочие.

Выдержки из книги:

В. Каким образом управляются люди?

О. Известным законом и правом.

В. На сколько частей разделяется закон?

О. На три: Закон естественный, Божественный и человеческий.

В. Что есть закон естественный?

О. Познание натуры свойственное всем людям, и вкорененное в них для исполнения по оному дел их.

В. Какие же законы человеческие?

О. Те повеления, кои человек подает другому.

В. Кто же имеет сие право?

О. Цари и владатели могут своим подданным, родители детям, господа рабам предписывать законы.

В. Но можно ли подавать такие законы, кои противны естественным и Божеским?

О. Не возможно, ибо все законы должны между собою быть согласны.

В. Как называется еще Немецкая империя?

О. Римская империя.

В. Для чего?

О. Для того что глава оной заступил место древних римских императоров на западе

В. Что о Российской империи примечать должно?

О. Что она в сем веке сие имя получила, и от сего времени монархи оной от прочих европейских владетелей императорами и императрицами признаються.

В. Что есть форма аристократическаго правления?

О. Когда малое число людей имеет вышнюю власть.

-5

Таким образом небольшая книга формировала у юношества понимание об основополагающих принципах и явлениях во всех сферах науки, искусства, истории и жизни.

К нам в руки эта книга попала в не лучшем своем виде: требовалась объемная работа с блоком и реставрация переплета.

Блоку предстояла трудоемкая механическая чистка, укрепление листов и проработка многочисленных мелких дефектов: заломы, разрывы, утраты. Реставрация переплета предполагала максимальное сохранение оригинальной кожаной обложки и мраморной бумаги.

Как вам результат? Как думаете, подобные книги действительно могут внести вклад в качественное образование молодежи?

Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram