Найти тему
Такое поведение

Аутизм и не только. Про подкрепление по Хенли

Точнее про условия подкрепления. Потому что само по себе понятие "Подкрепление" своего значения не меняет.

Подкрепление — это то, что способствует повторению поведения в будущем.

Синтезированное подкрепление

Так называется условие, в котором наш ребёнок-ученик будет ДРУ (Доволен, Расслаблен, Увлечён).

Почему синтезированное?

Вспомним, какие виды последствий подкрепляют поведение:

  • доступ к желаемому
  • привлечение внимания
  • избегание требования
  • автоматическое подкрепление/избегание

Нам надо создать такие условия, в которых можно будет реализовать сразу все эти виды последствий.

Синтез — объединение разрозненных вещей в целое или набор.

Зачем?

Затем, что зачастую, когда мы имеем дело с нежелательным поведением, особенно сложным и опасным, надо понимать, что цели у этого поведения могут быть тоже синтезированные.

Синтезированная функция поведения

Синтезированная — значит, одна форма поведения здесь и сейчас помогает достичь сразу нескольких целей.

Синтезированная форма поведения

Синтезированная — значит, в одном эпизоде поведения могут присутствовать разные реакции. Например, хохочет, кричит, убегает, разбрасывает предметы. И всё это — это один эпизод нежелательного поведения.

И, как это часто бывает, одна и та же реакция может использоваться в разных случаях для достижения разных целей.

Это как повышение температуры тела у человека. Одна и та же форма реакции на разные раздражители иммунной системы.

Неважно с чем столкнулся организм. Это могут быть: вирусы, бактерии, инфекции, воспаление, опухоль и прочее.

Если бы в каждом отдельном случае иммунная система реагировала определённым уникальным образом, то, наверное, не было бы нужды в дополнительных обследованиях и проведении дифференцированной диагностики.

А так... Вот вам повышенная температура тела, которая достоверно свидетельствует лишь о том, что организм нездоров, а что уж это конкретно — выясняйте дополнительно.

То же самое и с нежелательным поведением.

Достоверно оно свидетельствует лишь о том, что человеку нужно что-то, что это поведение обычно помогает ему получить, а что уж это конкретно — выясняйте дополнительно.

Но вернёмся к нашему условию синтезированного подкрепления.

Это должно быть такое условие, в котором у ребёнка будет доступ ко всему, что он любит: игрушки, вкусняшки, совместная деятельность, любимые мультики или песенки, и прочее, прочее, прочее.

Всё, что ребёнок был бы рад получить. И всё это вместе и сразу. Как говориться, такое место, где обитает счастье.

Одни условия, в которых возможно удовлетворить любые свои "хочу" и "не хочу":

  • доступ к желаемому
  • привлечение внимания
  • избегание требования
  • автоматическое подкрепление/избегание

Такие условия, которые нашему ребёнку гарантированно не захотелось бы покидать.

Как раз этому мы и будем его обучать. Мы будем обучать его расставаться с прекрасным, чтобы столкнуться с временными сложностями. И, что важно, оставаться при этом спокойным.

Постепенно. Шаг за шагом.

А для того, чтобы ребёнок был мотивирован сотрудничать с нами и обучаться, надо помочь ему достичь своего состояния ДРУ (Доволен, Расслаблен/спокоен, Увлечён).

Ведь недовольный, встревоженный и скучающий ребёнок, скорее, будет стараться уйти от обучения с помощью нежелательного поведения.

Такой вот фокус.

И да, это условие надо постараться создать максимально разнообразным. Пробуйте любые предметы или занятия, которые могут вызвать интерес.

Потому что дифференцированное подкрепление в данном случае тоже может применяться.

Помните, предпочтения могут меняться.

Продолжение в статье:

Надеюсь, было полезно.