Просьба (Mand) — самый первый, самый простой и вместе с тем самый важный тип вербального поведения.
При помощи просьбы можно не только обозначить свой запрос на получение чего-то желаемого, но и на отказ от чего-то неприятного.
И знаете, мне всё больше кажется, что навык просьб даже у многих людей, не имеющих каких-либо отклонений по здоровью, сформирован не полностью.
Какое-то сложное в нашем обществе к просьбам отношение. Часто просьба воспринимается, как демонстрация слабости, выраженная в известной криминальной поговорке: «Не верь, не бойся, не проси».
Возможно, сложно на просьбы адекватно отвечать. Поэтому и не учим детей красиво просить. А зря.
Ведь альтернативой отсутствия просьбы всегда будет нежелательное поведение.
Универсальная просьба
Назову её так. В практике её обозначают, как Омнибус манд.
Омнибус — вид общественного транспорта. Происходит от лат. omnibus — «каждый, всякий».
Одна форма реакции, которая позволит сразу и получить желаемые объекты, и избавиться от неприятных требований.
Это должна быть очень простая и вместе с тем новая для ребёнка реакция. Реакция, с помощью которой любой ребёнок, имеющий сложности с коммуникацией, мог бы выразить сразу все свои "хочу" и "не хочу".
И вот этой простой реакции мы и будем обучать ребёнка, чтобы он пользовался ей вместо закреплённого нежелательного поведения (даже и тем более тяжёлого).
И это будет соответствовать АВА в подходе Хенли.
Личный опыт
Ниже я приведу формы разных реакций, как вербальных, так и невербальных, которым можно обучать неговорящих детей, но для начала расскажу о том, как это выглядело в случае с моим сыном.
Для сына с Супервизором мы выбрали следующую форму универсальной просьбы:
Мама, давай, пожалуйста, по-моему.
И это означало, что сейчас сын хочет прекратить всякие требования к нему и вернуться к предпочитаемой деятельности. И так, чтобы мама при этом оставалась довольной, радостной и уделяла ему внимание — важное условие.
Кстати, начинали мы обучение с ещё более простой формы реакции:
Давай по-моему.
Усложнение формы реакции идёт, если есть необходимость, следующим шагом.
Для того, чтобы ребёнку хотелось сохранить предпочитаемые условия, надо для начала эти условия ему создать. Подробнее об этом в статье:
Возможные формы реакции омнибус-манд
Поведенческие аналитики из группы PFA and SBT (G. Hanley)_RUS поделились перечнем возможных реакций для выражения универсальной просьбы. Перечень примерный и не является исчерпывающим:
Важно, чтобы ранее данная форма реакции не использовалась и не имела обусловленности другими видами подкреплений.
Это должна быть абсолютно новая реакция, которая начнёт получать историю своего подкрепления с нуля.
И для того, чтобы эту форму реакции закрепить в репертуаре человека, и для того, чтобы соответствовать жизненным реалиям, мы, конечно же, будем иногда ему отказывать в удовлетворении этой просьбы.
А человек должен будет научиться на этот отказ адекватно реагировать. Поэтому продолжение следует.
Ну а мне пока остаётся лишь пожелать вам найти своего специалиста, с которым вы сможете пройти этот путь правильно и в соответствии с особенностями своего ребёнка.
Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.
Надеюсь, было полезно.
И раз уж зашла у нас речь о просьбах, я тоже вас кое о чём попрошу:
Поставьте, пожалуйста, лайк статье. Это очень важно и для меня, и для алгоритмов Дзена. Спасибо 👍
Другие статьи по теме в подборках: