Найти тему
Такое поведение

Аутизм и не только. Самая главная просьба, которой я научила ребёнка

Оглавление

Просьба (Mand) — самый первый, самый простой и вместе с тем самый важный тип вербального поведения.

При помощи просьбы можно не только обозначить свой запрос на получение чего-то желаемого, но и на отказ от чего-то неприятного.

И знаете, мне всё больше кажется, что навык просьб даже у многих людей, не имеющих каких-либо отклонений по здоровью, сформирован не полностью.

Какое-то сложное в нашем обществе к просьбам отношение. Часто просьба воспринимается, как демонстрация слабости, выраженная в известной криминальной поговорке: «Не верь, не бойся, не проси».

Возможно, сложно на просьбы адекватно отвечать. Поэтому и не учим детей красиво просить. А зря.

Ведь альтернативой отсутствия просьбы всегда будет нежелательное поведение.

Универсальная просьба

Назову её так. В практике её обозначают, как Омнибус манд.

Омнибус — вид общественного транспорта. Происходит от лат. omnibus — «каждый, всякий».

Одна форма реакции, которая позволит сразу и получить желаемые объекты, и избавиться от неприятных требований.

Это должна быть очень простая и вместе с тем новая для ребёнка реакция. Реакция, с помощью которой любой ребёнок, имеющий сложности с коммуникацией, мог бы выразить сразу все свои "хочу" и "не хочу".

И вот этой простой реакции мы и будем обучать ребёнка, чтобы он пользовался ей вместо закреплённого нежелательного поведения (даже и тем более тяжёлого).

И это будет соответствовать АВА в подходе Хенли.

Личный опыт

Ниже я приведу формы разных реакций, как вербальных, так и невербальных, которым можно обучать неговорящих детей, но для начала расскажу о том, как это выглядело в случае с моим сыном.

Для сына с Супервизором мы выбрали следующую форму универсальной просьбы:

Мама, давай, пожалуйста, по-моему.

И это означало, что сейчас сын хочет прекратить всякие требования к нему и вернуться к предпочитаемой деятельности. И так, чтобы мама при этом оставалась довольной, радостной и уделяла ему внимание — важное условие.

Кстати, начинали мы обучение с ещё более простой формы реакции:

Давай по-моему.

Усложнение формы реакции идёт, если есть необходимость, следующим шагом.

Для того, чтобы ребёнку хотелось сохранить предпочитаемые условия, надо для начала эти условия ему создать. Подробнее об этом в статье:

Возможные формы реакции омнибус-манд

Поведенческие аналитики из группы PFA and SBT (G. Hanley)_RUS поделились перечнем возможных реакций для выражения универсальной просьбы. Перечень примерный и не является исчерпывающим:

Формы реакции универсальной просьбы
Формы реакции универсальной просьбы

Важно, чтобы ранее данная форма реакции не использовалась и не имела обусловленности другими видами подкреплений.

Это должна быть абсолютно новая реакция, которая начнёт получать историю своего подкрепления с нуля.

И для того, чтобы эту форму реакции закрепить в репертуаре человека, и для того, чтобы соответствовать жизненным реалиям, мы, конечно же, будем иногда ему отказывать в удовлетворении этой просьбы.

А человек должен будет научиться на этот отказ адекватно реагировать. Поэтому продолжение следует.

Ну а мне пока остаётся лишь пожелать вам найти своего специалиста, с которым вы сможете пройти этот путь правильно и в соответствии с особенностями своего ребёнка.

Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Надеюсь, было полезно.

И раз уж зашла у нас речь о просьбах, я тоже вас кое о чём попрошу:

Поставьте, пожалуйста, лайк статье. Это очень важно и для меня, и для алгоритмов Дзена. Спасибо 👍

Другие статьи по теме в подборках:

АВА-терапия

Аутизм. Наш опыт