Многие путешественники, которые приезжают полюбоваться красотой Северной столицы, обязательно посещают пригороды Санкт-Петербурга, где находятся бывшие царские резиденции.
Прогуливаясь по парку Царского Села, невозможно пройти мимо необычного павильона, построенного в виде пирамиды!
Образцом для экзотической отечественной постройки стала аналогичная по форме усыпальница жреца Гая Цестия Эпулона, современника императора Августа (63 г. до н.э.–14 г. н.э.). Вершина Пирамиды Цестия, возведенной на Авентинском холме в Риме, возвышается над районом Тестаччо, который получил свое название по одноименной искусственной насыпи, сложенной из черепков использованных и разбитых амфор.
Начиная с XVIII века, когда получили распространение образовательные поездки русских в Европу, в Италию потянулись и профессиональные художники, которые искали вдохновение в образцах классики. Так, античная культура нашла отражение во всех видах изобразительного искусства и особенно в архитектуре, которой Екатерина II отдавала наибольшее предпочтение.
Со времени восшествия на престол государыня никогда не покидала пределов России. Тем не менее, она не осталась в стороне от увлечения наследием греко-римской цивилизации. Она даже писала скульптору Э. Фальконе о своем намерении привнести дух древних памятников в пригороды Петербурга: «Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду». Лейтмотивом этой эпической архитектурной оды стала Царскосельская Пирамида – один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка.
Необычное для пригорода Санкт-Петербурга строение было возведено недалеко от Лебяжьего пруда еще в 1770–1772 годах по проекту архитектора В.И. Неелова. Но уже в 1774 году Пирамида была разобрана и заново отстроена в 1782–1783 годах Чарльзом Камероном. Парковый павильон Царского Села, повторение знаменитой Пирамиды Гая Цестия в Риме, была также спроектирована как мавзолей. Сооруженная из кирпича и облицованная тесаным гранитом, она действительно напоминает знаменитый прототип.
Внутри Пирамиды в специальных нишах некогда были установлены подлинные римские погребальные урны. Архитектор повторил даже стоящие по углам колонны, вытесанные из разноцветных пород мрамора. Со стороны главной дорожки парка расположен вход. А на противоположной грани, у подножия Пирамиды, были преданы земле три любимые собаки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места их погребения во времена самодержицы отмечали мраморные таблички, которые со временем были утрачены.